03.11.2004 Бизнес на президенте Бизнес на Владимире Путине хотели бы делать многие - однако не всем это удается. В провинции такой бизнес не идет, поскольку люди вкладывают слишком мало эмоций в отношения с властью и товары покупать особо не стремятся. А в столице, где живет много политически ангажированных граждан, образ президента доверяют в коммерческую разработку лишь самым идейно выверенным. Два года назад ювелир из города Чебаркуля под Челябинском бывший подполковник Виктор Фурман начал производство значков с профилем президента - из меди и серебра. Отпускная цена медных значков составляет около 30 руб., серебряных - чуть более 300 руб., а золотые, весом в 8 граммов, идут по $100. Есть продукция для дам, медальоны. На одной стороне медальона профиль Путина, на другой - российский орел. Фурман предполагал выпускать по ведру значков в день, а сбыт их наладить по всей России. На то, чтобы запустить этот бизнес, подполковник потратил кровно нажитые 1,5 млн руб. И прогорел. Всего было изготовлено 1000 значков, однако сбыта они не нашли. Веры в своего кумира Фурман не утратил. Как и прежде, он называет Путина "единственным вменяемым лидером, в которого можно поверить и которого можно поддержать", потраченных денег жалеет, но полагает, что, если бы вложился в Жириновского, отдача была бы больше. У бизнеса на Путине в России вообще меньшие обороты, чем, например, традиционные обороты бизнеса на первых лицах американского государства. В многочисленных магазинах Вашингтона продаются самые разнообразные сувениры с портретами президентов, и стоят они прилично. В Московском доме книги нам сообщили, что продажи портретов и бюстов Путина за последние два года сократились в три раза: если в 2002 году магазин на Новом Арбате располагал целым отделом, торговавшим только этой продукцией, то сейчас бюсты исчезли вовсе, а портреты переместились в угол секции политики на втором этаже. Продавец этой секции сообщила, что раньше среди покупателей были не только чиновники: "Один мужчина, например, купил у меня портрет президента в подарок теще, в качестве шутки". В настоящее время не производит более ковров с портретом президента Буткинская ковровая фабрика, и "Конфаэль" больше не делает портретов Путина в шоколаде (два года назад был сделан один портрет), исчезли из продажи школьные дневники и тетради со знакомым ликом. Отсутствие спроса на значки никак не говорит о падении рейтингов. По данным исследовательского "Левада-центра", в октябре целых 72% граждан одобряли деятельность президента. "Одобрение, впрочем, - это совсем другое, нежели восхищение, - говорит руководитель центра Юрий Левада. - Восхищались президентом только 2-3%, которые, скорее всего, товары с образом президента уже закупили в должных количествах. Для того же, чтобы такие товары покупались стихийно, доля восхищенных должна быть существенно больше". Согласно опросу "Левада-центра", проведенному в конце весны этого года, портретами и бюстами президента уже обзавелись 3% граждан, а каждый десятый россиянин не прочь видеть в своем городе памятник Путину. Художника Дмитрия Врубеля слава настигла в 1990 году у Берлинской стены. По приглашению германской стороны вместе с другими художниками Врубель расписывал стену - он запечатлел на своем участке поцелуй взасос Леонида Брежнева и Эриха Хонеккера. Эта картина стала особенно популярна в Германии: ее тысячами тиражировали в репродукциях и открытках. Десять лет спустя, чтобы не стать художником одного полотна, Врубель начал делать календарь с 12 разными Путиными. Хотя своим двоюродным прадедом художник называет аполитичного Михаила Врубеля, все родственники по прямой линии увлекались политикой: прадед был корниловским офицером, дед - работником ГУЛАГа. Поэтому политика, по выражению Врубеля, у него в крови: "Рисовать Путина - это обязанность художника! Веласкес писал власть, Ван Дейк писал, Репин... Почему не было хороших портретов Брежнева, Горбачева? Боялись потому что хорошие художники их рисовать. А зря. Все так быстро меняется, нужно фиксировать момент". В мастерской Дмитрия Врубеля - портреты обнаженной, с молодым выразительным телом Аллы Борисовны Пугачевой, а также одетых Сергея Шнурова, Зураба Церетели, Юрия Лужкова и Людмилы Путиной. В этих людях помимо красоты Врубель обрел финансовую устойчивость. Проект "Путиниана" финансировал некий пул инвесторов (Врубель отказывается называть имена), которые стали собственниками и первой, и второй партии календарей - каждая по 1000 штук. Следом появились еще спонсоры: для поддержки творчества Дмитрия Врубеля и его жены и соавтора Виктории Тимофеевой было создано некоммерческое партнерство Art Epoq. Дела складываются так хорошо, что Врубеля даже не особенно беспокоит количество подделок его "Путинианы", появившихся в последнее время. В Государственной думе контрафактная обложка от календаря продается по $100, а каждая страничка - по $70, хотя целиком неподаренные единичные экземпляры календаря продавались по $200. Еще счастливее с Путиным оказался художник Никас Сафронов. В 1999 году он нарисовал портрет Владимира Владимировича без его согласия, у окна рабочего кабинета, на фоне кремлевской стены. Портрет, очевидно, понравился президенту - в большом количестве чиновничьих кабинетов его репродукции потеснили каноническую фотографию президента авторства канадского фотографа Хайди Холлинджер. К тому же они оказались подешевле: фотографии Холлинджер в рамках продаются в книжных магазинах по $100-250, а фотовоспроизведения работы Сафронова - по 400-2000 руб. Своими коммерческими делами Сафронов занимается сам и производителям контрафакта не спускает - в 2001 году он добился по суду прекращения деятельности компании "Графика", успевшей за месяц напечатать и продать по 300 руб. 500 маек с копией работы Сафронова. Помимо доходов от продаж президентского портрета Сафронов имеет и косвенный профит: портретирование граждан у придворного художника обходится им в сумму до $25 тыс. А вот Кусинскому литейно-механическому заводу повезло меньше. В середине 2001 года завод собрался выпускать бронзовые и чугунные бюсты Путина в натуральную величину весом 40 кг. Себестоимость первого экземпляра превысила 40 тыс. руб., и, по официальному заявлению завода, дальше дело не пошло "ввиду отсутствия рыночного спроса на данную продукцию". Тем не менее в фирме "Арсенал", занимающейся продажей кованых изделий, утверждают, что бюсты, продаваемые компанией,- именно кусинского происхождения. Скорее всего, руководство завода просто не желает признаваться в том, что бюсты все-таки производятся,- продукция не получила одобрения властей. Официальная позиция Кремля по поводу бизнеса на Путине была оглашена самим президентом: у нас рыночная экономика, и ограничивать бизнес в чем-либо, не наносящем ущерба обществу, президент не будет - "хотя к использованию его образа для формирования культа личности он относится отрицательно". Тем не менее исподволь ограничение происходит. Так, год назад санкт-петербургской фирме "Просперити" порекомендовали из главного государственного правового управления президента прекратить выпуск зубочисток с портретом Владимира Владимировича, поскольку "согласия президента на размещение его фотографии на упаковках пластмассовых зубочисток не было получено". Администрации города Старый Изборск не позволили коммерческую эксплуатацию "тропы Путина", по которой он прошел во время своего визита в регион в августе 2000 года, колхозу имени Ленина не дали переименоваться в ЗАО имени Путина, а бар "Путин", открытый двумя студентками в Челябинске, после неодобрения президентом переименовали в бар "Пепси". Памятник Путину, какой не прочь был бы видеть в своем городе каждый десятый россиянин и установленный в августе этого года во Пскове, по распоряжению администрации президента на следующий же день демонтировали. Теперь единственным памятником Путину осталась деревянная конная статуя президента в новгородской колонии строгого режима, изготовленная заключенным, осужденным за убийство. Последний случай, видимо, согласования не требовал и вообще относится к разряду самодеятельности. Зато определенное согласование, очевидно, было достигнуто многочисленными знакомыми президента, опубликовавшими о таком знакомстве книги, и владельцами ресторанов, указывающими на важное обстоятельство "тут был президент". В питерском ресторане "Подворье", где Путин справлял свой день рождения, особой популярностью у иностранцев пользуется "президентское меню", включающее любимые блюда президента - картошку с селедкой, осетрину, жаркое. Предполагается, что уловить тонкую грань между наживой и популяризацией образа президента могут лишь люди, более или менее близкие к власти. Продюсером группы "Поющие вместе", имеющей в репертуаре всего один, зато супершлягер "Такого, как Путин", является Николай Гастелло, бывший следователь прокуратуры, а ныне пресс-секретарь Верховного суда. А выпуск водки "Путинка" осуществляется заводом "Кристалл", входящим в систему государственного "Росспиртпрома". Генеральный директор "Кристалла" Александр Романов заявлял в своих интервью, что некоторые чиновники пытались оказывать давление на менеджмент завода, с тем чтобы производство водки с крамольным названием прекратить. Тем не менее "Кристалл" и владельцы брэнда (на заводе "Путинка" только разливается по их заказу, а имена не разглашаются), судя по всему, имеют возможность противостоять одним чиновникам, прибегая к помощи других. К тому же в заводской пресс-службе утверждают, что только извращенное сознание потребителя может связать водочный брэнд с фамилией президента, а с точки зрения разработчиков, "бесспорно, что слово 'путИнка' в переводе со старославянского означает 'река'". О том, что в случае снятия негласных государственных запретов на торговлю первым лицом государства в Москве этот промысел пошел бы шибче, говорят обороты полуподпольного бизнеса на Путине. По словам оптовиков, занимающихся торговлей бюстами и матрешками кустарного производства, в месяц у них уходит на московский рынок 500-700 "президентов" по 300-1000 руб. В небольших магазинчиках с переменным успехом идет торговля более дорогими вещами - гипсовый бюст Путина в обличье римлянина производства ООО "Керамик" стоит 7200 руб., фарфоровый штоф производства "Уральского штофа" - 1950 руб. А в "Магазине приколов" нам сообщили, что на Хэллоуин маски Путина продаются даже лучше, чем маски Франкенштейна. |