03.11.2004  Туристические путевки подорожают

   Ряд российских авиаперевозчиков ввел так называемый топливный сбор – наценку на билеты, компенсирующую стоимость подорожавшего горючего. Реакция туристического рынка себя ждать не заставила: уже во вторник туристические компании повысили цены на туры. Хотя эта надбавка кажется незначительной – перевозчики установили сумму сбора в пределах 5-15 долл., а туркомпании в свою очередь – 20-60 долл., очевидно, что это не последнее повышение цен. По мнению аналитиков, потребители просто будут вынуждены покупать билеты, а за ними и туры по новым ценам. Вероятно, в дальнейшем им придется заплатить и другие сборы. В частности, велика вероятность того, что авиакомпании и аэропорты установят сбор за обеспечение безопасности.
   Нынешний год выдался крайне богатым на события для авиаперевозчиков. Так, весной авиакомпания «Аэрофлот» вслед за европейскими перевозчиками объявила об отмене выплаты вознаграждения агентам за проданные билеты и выдвинула ряд требований к своим прямым агентам. И хотя это повлекло неизбежное подорожание билетов, нацперевозчик от своей затеи не отказался даже тогда, когда Транспортная Клиринговая Палата запретила продавать билеты «Аэрофлота» на своих бланках. Больше того, перевозчик даже прервал свой договор с ТКП: в результате взаимных ультиматумов пострадали компании, работающие и с «Аэрофлотом», и с ТКП, которые были отключены от пультов продаж Палаты.
   А летом участники рынка заговорили о новом подорожании билетов, на этот раз связанном с ростом цен на топливо. Опять же подобную политику проводят сейчас и за рубежом, обещая снять наценки, когда цены на нефть снизятся до 30 долл. за баррель. В частности, авиакомпания Lufthansa ввела этот сбор в августе, а затем откорректировала его: с середины октября на рейсах внутри Германии и Европы он составил 7 евро, а на дальнемагистральных перелетах – 17 евро. В России одними из первых топливный сбор ввели авиакомпании «Сибирь» и «Пулково» – стоимость сокращения издержек обе компании оценили в пять долларов. Причем «Сибирь» это правило ввела на внутренних рейсах и рейсах в страны СНГ, а «Пулково» – на международных линиях. Кроме того, в официальных заявлениях компаний говорилось о том, что подобные меры вводятся лишь на период активного роста цен на авиационное топливо.
   Начиная с ноября, взимание топливного сбора стало общепринятой практикой. Причем в зависимости от протяженности и направления маршрута он колеблется у разных перевозчиков от 5 до 15 долл. Ответом на новую политику авиакомпаний стало повышение цен на туристические поездки. Как сообщила во вторник информационная служба по туризму «Банко», ряд туроператоров поднял цены на 20-60 долл. Причем это, судя по всему, лишь начало.
   Дело в том, что введение топливного сбора пришлось на один из «горячих» сезонов в туротрасли – продажи туров на Новый год и Рождество. В этот период путевки и так недешевы, и введение сбора, возможно, отпугнет многих бюджетных туристов. Впрочем, представители рынков считают, что «турист все стерпит», ведь так или иначе турпоездки дорожают каждый год, так же, как и билеты. «Естественно, введение топливного сбора скажется на стоимости турпакетов, – сказал представитель компании «Ист Лайн» Игорь Тихомиров. – Но лишь минимально. Поэтому я не думаю, что из-за этого возникнут какие-то проблемы».
   Подобного мнения придерживаются и аналитики. «Я не думаю, что последует какая-то реакция на введение сбора, – сказал главный редактор «Авиатранспортного обозрения» Алексей Комаров. – Это же рынок, и авиакомпании вправе повышать цены, когда видят конкурентную возможность для этого. А туристические компании будут в свою очередь вести себя адекватно: либо сотрудничать со своими прежними партнерами, и туристы будут платить за туры чуть больше, либо принимать более выгодные предложения от других перевозчиков». А ведущий аналитик департамента консалтинга РБК Валентин Крохин считает, что вероятен и пессимистический вариант развития событий, а именно – резкое повышение пакетных цен.
   Однако интерес представляет не столько мягкое повышение цен, сколько вероятность введения в ближайшее время новых наценок на авиабилеты, и, следовательно, увеличение их стоимости для покупателей. Другое дело, какие еще сборы могут ввести авиакомпании. «В дальнейшем рост цен может быть связан с планами государства переложить заботу о безопасности перевозок на авиакомпании и аэропорты, – сказал Алексей Комаров. – Государство сегодня не в состоянии обеспечить закупки дорогого оборудования для обеспечения безопасности, следовательно, аэропорты будут вводить дополнительные сборы для того, чтобы закупить его. А это неизбежно повлечет за собой рост цен».
   Очевидно, что перевозки становятся все более дорогим удовольствием, и для ряда категорий туристов в будущем они могут оказаться просто на вес золота. Впрочем, пока эксперты не строят пессимистичных прогнозов. Ведь сколько будет такого рода сборов, предугадать довольно трудно.