02.11.2004 Аэропорты начнут битву за «дешевых» перевозчиков В следующем году столичные аэропорты могут начать борьбу за «дешевых» перевозчиков. Некоторые готовятся к битве уже сейчас. Как стало известно вчера, руководство международного аэропорта Домодедово обсуждает возможность строительства отдельного терминала для авиакомпаний-дискаунтеров. Новый терминал должен представлять собой отдельно стоящее здание, в котором не будет многих дополнительных услуг, в частности, телетрапов (подвоз пассажиров будет осуществляться на автобусах). Кроме того, инвестиции в строительство такого терминала должны быть на 40% ниже, чем в постройку обычного. Впрочем, все это пока лишь планы. «Пока конкретных планов строительства у нас нет, но такая идея существует и обсуждается», – сказал заместитель председателя совета директоров Группы ИСТ ЛАЙН, управляющей аэропортом, Сергей Горбунов. «Мы уже принимаем у себя в аэропорту чартерных low-cost перевозчиков и без проблем подстраиваем свои технологии под работу с ними, – сказал генеральный директор «Внуково-Хэндлинг» Олег Ветвинский. – Если на рынке появится спрос на аэропортовые услуги по обслуживанию таких авиакомпаний, то мы достаточно гибки в своих технических решениях и сможем быстро его удовлетворить». В последние годы «дешевые» перевозчики буквально атаковали авиационный рынок Европы – билеты «туда и обратно» по цене в среднем за 100 долл. очень нравятся клиентам. За такую цену пассажиры согласны даже терпеть все причитающиеся low-cost авиакомпании неудобства: отсутствие полноценных билетов, питания на борту, минимальный набор сервиса и т. д. В результате самые известные «дискаунтеры» – английская EasyJet и ирландская Ryanair – серьезно теснят традиционных перевозчиков. Характерно, что, судя по недавнему опросу компании Accenture в США, традиционные авиакомпании начали терять даже своего основного пассажира – бизнес-путешественников. Около 23% опрошенных заявили, что в своих командировках они предпочитают летать на самолетах «дешевых» авиакомпаний, при этом 46% заявили, что при выборе перевозчика определяющим фактором для них является уровень сервиса, а не программы поощрения часто летающих пассажиров. Проблема в том, что в крайне сложной ситуации с авиационным топливом (к середине прошлого месяца стоимость авиационного керосина в аэропортах Москвы по сравнению с началом года выросла более чем на 30%) традиционные авиакомпании пытаются серьезно экономить на различных дополнительных услугах, в то время как многие разбогатевшие «дискаунтеры», напротив, оснащаются различными излишествами. Так, к примеру, недавно ирландская «дешевая» авиакомпания Ryanair объявила о планах покупки 6 тыс. индивидуальных систем развлечения, которые должны появиться на бортах ее самолетов уже в этом месяце. Для сравнения – крупнейший российский перевозчик «Аэрофлот» планирует ввести нечто подобное на своих международных рейсах лишь в следующем году, да и то лишь для пассажиров «высоких» классов. Что касается России, то здесь пока работает лишь единственный авиаперевозчик-дискаунтер – это авиакомпания Germania Express. Немецкий перевозчик начал работать в России еще в 2003 г., и уже в марте этого года авиакомпания увеличила число своих рейсов из ФРГ в Москву с 9 до 15 в неделю. Причем загруженность ее самолетов (на рейсах используются стоместные Fokker 100) составляет более 70%. На рынке ходят упорные слухи, что со следующего года в России начнут работать еще несколько довольно крупных «дешевых» перевозчиков, в частности, немецкие Germanwings и Air Berlin, а также австрийская Niki. Предполагается, что с лета следующего года в Москву будет летать Germanwings, которая планирует отбить клиентов у своего конкурента более удобным расписанием. Российские авиационные власти пока отрицают возможность такого развития событий, объективно полагая, что при высоких ценах на топливо в сочетании с очень «прожорливым» парком самолетов, которым располагает большинство российских перевозчиков, им будет крайне сложно выдержать конкуренцию с европейскими и американскими low-cost перевозчиками. Как заявил во вчерашнем интервью радио «Маяк» руководитель Федерального агентства воздушного флота Николай Шипиль, в отношении «дешевых» компаний «у нас политика однозначная, мы пускать их на российский рынок не будем», потому что они «на нашем рынке не нужны». Впрочем, по мнению большинства экспертов, в директивно-приказном порядке российским авиационным властям вряд ли удастся надолго остановить естественный эволюционный процесс. Авиакомпании-дискаунтеры приходят даже в бывшие «советские» страны. Уже сегодня рижскую взлетную полосу опробует самолет крупнейшей в Европе «дешевой» авиакомпании Ryanair. Стоит заметить, что для аэропортов приход на рынок «дешевых» авиакомпаний – настоящий подарок. Дело в том, что большинство серьезных регулярных перевозчиков (особенно это касается московского авиационного узла) уже «поделены» между тремя крупнейшими аэропортами столицы. Менеджеры аэропорта могут вкладывать большие средства в его развитие, модернизацию и т. д., однако главным с точки зрения прибыли остается вопрос – кто будет летать из этого аэропорта. «Переманить» из другого аэропорта регулярного перевозчика – задачка не из легких, привлечь можно в основном лишь более дешевыми ценами, но демпинг жестко регулируется властями. Именно поэтому появление на рынке авиаперевозок «свежей крови» вызывает такое возбуждение у менеджеров аэропорта – ведь для них это шанс получить новых клиентов. |