02.11.2004  Пивоваренные компании осваивают другие виды бизнеса

   Пивоваренные компании начинают осваивать другие виды бизнеса, так как конкуренция на пивном рынке становится слишком жесткой. К примеру, с 1 ноября пивоварня «Тинькофф» запускает рекламу солодового напитка ZOOOM. Пару недель назад компания «ПИТ» заявила о намерении открыть в России магазины элитного чая, а еще раньше занялась выпуском вина. Компания «Очаково» примерно половину производства отвела под выпуск слабоалкогольных коктейлей, а также занимается производством водки и коньяка.
   «В советское время существовали заводы по производству пива и безалкогольных напитков, – заявил аналитик ИК «Ренессанс-Капитал» Виктор Цховребов. – В настоящее время как российские, так и западные пивоваренные компании выпускают лимонады и соки. Пополнение ассортимента своей продукции – это не только расширение производства, но и удачный имиджевый ход».
   С этой точкой зрения согласен заместитель руководителя исполнительного комитета Союза российских пивоваров Александр Троицкий. «Сейчас очень многие пивоварни становятся многопрофильными. «Очаково» выпускает слабоалкогольные коктейли, «Красный восток» вкладывает средства в развитие сельского хозяйства в Краснодарском крае, – сказал Александр Троицкий. – Если компании активно занимаются выпуском патимиксов, это говорит только о том, что на них есть спрос».
   Между тем, как показывает опыт компании «Балтика», пару лет назад начавшей выпускать пиво «Балтика» со вкусом фруктов и ягод, спрос на вышеуказанную продукцию вовсе не является массовым. «На тот момент, когда пивоваренная компания «Балтика» начинала выпуск пивных слабоалкогольных коктейлей – ноябрь 2001 г., – они были востребованы рынком, поэтому их присутствие в портфеле брендов компании было оправдано, – заявили в «Балтике» – Сейчас предпочтения потребителей и ситуация на рынке изменились. «Балтика» на сегодня отдает предпочтение более перспективным направлениям: производству разливного пива, развитию региональных и премиальных марок. Полностью патимиксы с производства не сняты, в настоящее время «Балтика» производит партии коктейлей в зависимости от потребностей дистрибьюторов».
   Несмотря на то, что уход в непрофильный бизнес носит массовый характер на пивном рынке, далеко не все выиграли от этого.
   «Успешных прецедентов открытия пивоваренными компаниями непрофильных производств не так много, – заявила старший аналитик ИФК «Метрополь» Наталья Мильчакова. – Исключением можно назвать компанию «Очаково», занявшуюся выпуском слабоалкогольных коктейлей и укрепившуюся в этой нише. Что же касается экспериментов пивоваренной компании «ПИТ», то покупка ею молдавского винного завода «Винорум» пока не принесла ощутимой выгоды. Планы компании в отношении торговли чаем оценивать пока рано, но вполне вероятно, что затея также успехом не увенчается. Очень возможно, что компании придется вскоре избавиться от непрофильных производств».
   Как считает г-жа Мильчакова, решение пивоваренной компании заняться непрофильным производством говорит о том, что она чувствует себя на рынке не очень уверенно. По ее же мнению, пивоварне, имеющей сильный бренд на пивном рынке, не нужно начинать выпускать и активно продвигать иную продукцию.
   «Войти на рынок коктейлей или патимиксов очень легко, в то время как усиливать свои позиции на пивоваренном рынке гораздо сложнее, – уверена г-жа Мильчакова. – Небольшим компаниям, таким, как «ПИТ», имеющим около 3% рынка, и так было тяжело конкурировать с более крупными пивоварнями, а после принятия антипивных законов и прихода на российских рынок известных западных производителей стало еще сложнее. Вероятно, менеджмент «Очакова» ожидал этой ситуации давно, поэтому вовремя начал производить другие виды продукции».