29.10.2004  Россию завалят телефонами сомнительного качества

   Российский рынок мобильных телефонов велик, а потребитель всеяден. Даже самый неказистый на вид телефон неизвестной марки может найти своего покупателя. Если производитель поместит в трубку современную начинку и при этом не станет завышать цену, шансы изделия быть проданным резко возрастают. Доля рынка, на которую они претендуют, не превышает 2%. Цена вопроса - 80 млн. евро в год. Эксперты говорят о высоком проценте брака у телефонов малоизвестных производителей.
   За последние два года в российских салонах сотовой связи появилось множество мобильных телефонов под новыми брендами. На прилавках представлена продукция Pantech, EMOL, eNOL, VK Mobile, Maxon, Bird, Fly, Hyundai и прочих, менее заметных, марок. По данным дилеров, этот список может расшириться уже в ближайшее время. Новички сделали серьезную ставку на рекламу, так что часть недавно родившихся марок уже смогла внедриться в умы потенциальных покупателей, а их пример заинтересовал будущих конкурентов, которые только готовятся к выходу на рынок.
   Обычно такие мобильники производятся в Китае или Южной Корее. Нередко за разными марками стоит один и тот же производитель - китайский завод, имеющий с российскими партнерами контракт на производство телефонов. На вышедшие из одних и тех же фабричных стен трубки ставятся разные марки. Бывает и наоборот - под одной маркой объединяются продукты разных, не знакомых друг с другом производителей: корейских, китайский и тайваньских. К примеру, по этому пути пошли владельцы марки Fly, зарегистрированной в России в августе прошлого года.
   Новички обычно идут несколькими путями: делают простые дешевые трубки, создают дешевые копии дорогих моделей известных производителей или делают ставку на необычный дизайн - очень тонкий корпус, сверхлегкий вес, минимальный размер. В последнем случае покупателю предлагают выложить за трубку сумму, вполне сопоставимую с той, которую просят за свои телефоны известные производители. Логика проста - за примочки нужно платить. А вот если телефон неименитой марки просто копирует продукцию известного бренда, то покупателя заманивают возможностью сэкономить. К примеру, безымянная цветная навороченная трубка стоит раза в полтора дешевле оригинальной от известного производителя. Небогатые невзыскательные покупатели - важная часть целевой аудитории мелких производителей. Выбор моделей низшего ценового сегмента довольно обширен. Однако новички рынка делают ставку не только на экономных покупателей. Состоятельные люди имеют возможность произвести впечатление на друзей и знакомых, купив позолоченную трубку-раскладушку Haier Z1000zm за 1800 долларов или платиновый Haier Z1000M за 2200 долларов.
   Как правило, новые производители заявляют, что их продукты при невысокой цене оснащены многоцветными дисплеями, набором полифонических мелодий и большим количеством функций. Однако специалисты предупреждают, что обещаниям слепо верить не стоит. «На самом деле телефоны брендов третьего эшелона являются эрзац-продуктом, их качество ниже, чем у трубок известных марок, да и реализация функций заведомо хуже», - считает ведущий аналитик Mobile Research Group (MRG) Эльдар Муртазин. По его мнению, трубки третьего эшелона проигрывают по качеству корпуса и дисплеев. Да и обещанная полноценная полифония в реальности оказывается не такой уж многоинструментальной.
   Россиянин меняет мобильник примерно раз в полтора года, жители Москвы и Питера - чаще, каждые восемь месяцев. Хочется, чтобы новый телефон служил как можно дольше. Менять трубку намного приятнее, когда хочется «чего-то новенького», чем из-за того, что она сломалась. Эксперты говорят о высоком проценте брака в третьем эшелоне. Согласно статистике владельцы телефонов всемирно известных брендов имеют намного больше шансов пользоваться своим карманным другом в течение нескольких лет, чем те, кто сделал выбор в пользу безымянных продуктов. Однако соблазн сэкономить на телефоне велик, и покупатели рублем голосуют за возможность иметь более или менее продвинутую трубку и при этом выделиться в толпе «мобилизованных» сограждан.
   Телефоны новых брендов сейчас занимают скромные два процента российского рынка. По данным MRG, в третьем квартале под марками третьего эшелона было продано 169 тысяч трубок (весь рынок - 6,6 млн. трубок.) Средняя цена таких телефонов - 114 евро, следовательно, общая цена вопроса приближается к отметке 20 млн. евро. Аналитики считают, что в четвертом квартале в магазинах будет наблюдаться дефицит бюджетных моделей и аппаратов среднего класса. Всемирно известные производители не проявляют большой активности в сегменте дешевых трубок, поскольку дорожат имиджем. А это значит, что спрос на бренды третьего эшелона, особенно в небогатых регионах, будет расти.