28.10.2004  Занимаясь гостиничным бизнесом, лучше создавать сеть

   По данным Всемирной туристической организации, всего в мире действуют 16 млн гостиниц, причем 20% из них относятся к гостиничным сетям. Сеть, как показывает зарубежная практика, — наиболее эффективный способ ведения хозяйства в гостиничном бизнесе. Рейтинг сетевых отелей составляется исходя из различных критериев, но в первую очередь учитывается размер, который характеризуется общим количеством гостиничных номеров в сети. В соответствии с этим критерием на сегодняшний день лидерами являются такие гиганты, как английская компания InterContinental Hotels Group и американская Cedant Corporation.
   Первые сети отелей зародились в США еще в 30-е годы, и именно в Америке их насчитывается набольшее количество по сравнению с другими странами. Сегодня не менее 70% американских отелей входят в ту или иную гостиничную сеть. Такие сети, как Marriott International, Holiday Inn Worldwide или ITT Sheraton Corp., хорошо известны в России — под их марками уже не первый год работают крупные гостиничные объекты. За последние 15 лет на российский рынок вышли многие зарубежные гостиничные бренды. По словам заместителя директора по маркетингу компании Hotel Consulting & Development Group Марины Смирновой, иностранные инвесторы интересуются, в основном, Москвой и Санкт-Петербургом, и они готовы вкладывать деньги в строительство гостиниц в этих городах. Однако в двух столицах существуют сложности с получением участков. «Спекулятивные цены на все, что связано с недвижимостью, отпугивают инвесторов. Им предлагаются такие условия вхождения на рынок, что проект становится заведомо нерентабельным», - рассказала М. Смирнова.
   Международные сети работают по системе франчайзинга или по контракту на управление с уже действующими российскими отелями. Операторы международных сетей, работающие в России, считают, что этот рынок имеет более высокие показатели спроса, чем в Западной Европе. Это способствует тому, что международные операторы позитивно рассматривают перспективы расширения своего присутствия в России.
   Что касается заимствования практики и создания собственных гостиничных сетей в отечественном гостиничном бизнесе, то такие примеры уже есть, но пока их очень немного. Специалисты компании Hotel Consulting рассказали, что сейчас делаются только первые шаги к развитию отечественных цепей, которые насчитывают 2-3 объекта. Это и Гелиопарк-отелей (2 объекта в Подмосковье в собственности и 1 объект в Сочи в управлении), и "Катерина-Сити"/"Катерина-Альпик" (ЮМАКО), СОФТ-Проект (2 гостиницы в Москве, есть проекты в других городах).