22.10.2004  Частные мини-гостиницы ожидает большое будущее, считает эксперт

   В последние годы начал формироваться, особенно в туристических центрах вроде Санкт-Петербурга, Золотого кольца и курортной зоны морских побережий, рынок частных мини-гостиниц. По мнению Александра Лесника, генерального директора ведущей отечественной консалтинговой компании Hotel Consulting and Development Group, специализирующейся на оказании маркетинговых и консультационных услуг в сфере гостиничного бизнеса, в течение последних 10 лет гостиничный бизнес в России развивался как раз исключительно за счет мини-гостиниц.
   А.Лесник считает мини-гостиницы одной из альтернатив тенденции вымывания трехзвездочных гостиниц из центра Москвы. «Они могут приблизить туристов к объектам показа. К тому же, сегодня клиенты во всем мире стремятся к индивидуализированности услуг. А в небольшом отеле на 20 номеров и по имени будут называть, и привычки ваши знать будут, если вы постоянный клиент. Кроме того, найти участок или полуразрушенный особняк для такого отеля значительно проще», - отметил он.
   По его словам, мини-гостиницы будут активно развиваться и дальше, поскольку представляют из себя бизнес, который идет «не сверху, а снизу». «Если бизнес идет сверху, решаются стратегические задачи, проводится мониторинг рынка, разрабатываются долговременные бизнес-планы... То есть это бизнес достаточно трудоемкий в исполнении. А бизнес снизу – это когда один человек решил открыть, скажем, маленький придорожный ресторанчик, посмотрел, как он работает, понял, что многие посетители хотели бы остаться на ночь, и построил рядом автостоянку и мини-гостиницу. И это бизнес не такой затратный, потому что не нужна сложная рыночная стратегия, какие-то особые фокусы; достаточно чувствовать рынок и трезво оценивать собственные возможности. Это такой карманный бизнес. Если завтра, допустим, клиенты не пойдут, хозяин на месте гостиницы откроет такой же небольшой магазин». В развитии мини-гостиниц «мы полностью повторяем западную историю гостиничного бизнеса, - считает А.Лесник. - Сначала были маленькие отельчики, потом разработали единый стандарт, и сделали типовой отель».
   Несмотря на то, что проблем еще очень много, гостиничный бизнес в России будет развиваться, уверен А.Лесник. «Бизнес этот очень интересный, с огромной перспективой. В мировом масштабе он располагается почти в первой тройке, после военного и нефтяного. Если говорить о той же Москве, как только жилищная спекуляция исчезнет, инвестиции сразу переориентируются. И тот дикий капитализм постперестроечных лет, когда главное – застолбить участок, что-нибудь на нем построить, а там разберемся – уже уходит. Интерес к гостиничному бизнесу растет с каждым годом. При этом инвестор уже сам знает, чего хочет и что ему необходимо для того, чтобы построить гостиницу», - считает он.
   Гостиничный бизнес в регионах «оказывается даже более привлекательным, потому что гостиница ориентирована на внешний спрос, - отметил А.Лесник. - Если в региональный офис или торговый центр придет местный житель, у которого покупательная способность сильно отличается от москвича, или приедет командировочный из Москвы, который готов платить $100 за день проживания, кто больше заработает? Гостиница. Разумеется, при условии, что в этом регионе достаточно большая деловая активность и, соответственно, много командировочных».