22.10.2004  Страховщики столкнутся с «пенсионщиками»

   Принятие поправок, отменяющих уплату налога на прибыль для негосударственных пенсионных фондов, очень огорчит страховые компании, занимающиеся страхованием жизни.
   В следующий вторник на заседании подкомитета по налоговому законодательству Государственной думы РФ будет рассматриваться готовящийся ко второму чтению правительственный законопроект, вносящий изменения во вторую часть Налогового кодекса. В числе ключевых поправок к этому проекту – подготовленный группой депутатов документ, корректирующий систему налогообложения негосударственных пенсионных фондов (НПФ). В случае принятия этих поправок НПФ получат право не платить налог на прибыль с пенсионных накоплений, поступивших к ним из Пенсионного фонда РФ (ПФР).
   Дело в том, что при существующем налоговом законодательстве граждане, решившие передать свои пенсионные накопления в частные руки, фактически тут же уменьшают их на 24%: получая деньги из ПФР, частный фонд обязан заплатить с них налог на прибыль. В таких условиях НПФ вынуждены будут либо компенсировать разницу застрахованным из собственного кармана, либо вообще уходить с этого рынка, так как объяснить все прелести негосударственного пенсионного страхования в такой ситуации им вряд ли удастся.
   НПФ надеются, что поправки успеют принять до 31 декабря этого года – срока, в который ПФР обязан передать им пенсионные накопления граждан, желающих выйти из-под государственной опеки. Однако в том, что это действительно случится, нет никакой уверенности.
   Если же поправки «не пройдут», многие НПФ будут вынуждены уйти с рынка, не только теряя возможность участвовать в обязательном пенсионном обеспечении, но и сильно затрудняя для себя развитие добровольного.
   Зато такой поворот событий очень порадует страховые компании, занимающиеся страхованием жизни, ведь они предлагают продукт, очень похожий на добровольное пенсионное обеспечение. Не зря же многие страховщики в последний год упорно величают этот слаборазвитый на данный момент вид страхования «самым перспективным», «активно развивающимся» и т.д.
   В этом году граждане впервые получили возможность переводить свои пенсионные накопления из государственного пенсионного фонда в частные. Однако то ли для того, чтобы будущие пенсионеры не уводили деньги из ПФР слишком ретиво, то ли по неосмотрительности чиновники «забыли» внести в Налоговый кодекс очень важную поправку, касающуюся налогообложения пенсионных накоплений. В итоге НПФ оказались в очень незавидной ситуации: поверившие скудной информационной кампании граждане (а их оказалось всего лишь около 350 тыс. человек) написали заявления о переводе своих пенсионных денег в НПФ, в большинстве своем не подозревая о том, что в момент попадания этих денег в частные фонды их величина уменьшится на 24% (налог на прибыль, который должны заплатить НПФ).
   «Мы очень надеемся на то, что до передачи нам пенсионных накоплений граждан эти поправки будут приняты, – сказал вице-президент Негосударственного пенсионного фонда электроэнергетики Андрей Железнов. – В противном случае НПФ просто не смогут работать на этом рынке». «Эти поправки обязательно должны быть внесены, так как в противном случае будет дискредитирована вся пенсионная реформа», – поддерживает коллегу исполнительный директор НПФ «Русь» Сергей Фаянс.
   Чиновники о вероятности прохождения этих поправок не высказываются, даже сами их разработчики, похоже, не могут дать прогноз развития событий. Один из авторов этих поправок – Виктор Дубровский – выказал желание давать комментарии лишь в будущий понедельник. Памятуя же о позиции бывшего замминистра финансов, одного из идеологов пенсионной реформы Беллы Златкис, которая в ответ на очередные стенания НПФ однажды на конференции честно призналась, что условия работы государственных и частных фондов никогда не будут равными, есть серьезные сомнения в прохождении этих поправок.
   Последствиями такого развития событий будет не только практически стопроцентный уход НПФ с рынка обязательного пенсионного обеспечения, но и серьезное замедление темпов развития добровольного. Не секрет, что многие НПФ решили принять участие в пенсионной реформе именно в надежде сформировать собственную клиентскую базу, чтобы затем иметь возможность активно продвигать другой свой продукт – добровольное пенсионное обеспечение.
   «Мы заинтересованы в работе на рынке обязательного пенсионного обеспечения в том числе и по причине того, что таким образом мы формируем базу физических лиц, которым потом сможем предложить другой наш продукт – добровольное пенсионное обеспечение, – говорит Андрей Железнов. – Это наш шанс превратиться из фонда, который в основном работает с корпорациями, в фонд, который будет также активно работать с гражданами».
   Зато такое развитие событий может оказаться очень «на руку» страховщикам, занимающимся страхованием жизни: ведь они предлагают продукт, во многом схожий с добровольным пенсионным обеспечением. Да и несмотря на то, что изменения в ходе пенсионной реформы их напрямую не касаются, очередной провал команды Михаила Зурабова (уход с рынка НПФ дискредитирует первоначальный замысел реформы) наверняка «простимулирует» граждан самостоятельно заботиться о своей старости.
   «Развитие страхования жизни становится особенно актуальным в свете того, что государство, к сожалению, не способно обеспечить достойную старость очень многим нашим гражданам, – сказал вице-президент компании «Росгосстрах» Игорь Игнатьев. – Ведь накопительное страхование – это, по сути, единственный финансовый инструмент, рассчитанный на длительный срок. Страховщики же всегда предлагали населению в рамках страхования жизни то, что вы называете альтернативой негосударственной пенсии, – накопительное страхование жизни с выплатой аннуитетов».
   Не зря, видимо, многие страховщики, признавая тот факт, что на данный момент страхование жизни очень слабо развито в России, называют этот вид страхования «очень перспективным». «Пока в России доля премий по договорам классического страхования жизни составляет меньше 1% от общего объема страховых платежей, – подчеркнула в беседе советник президента компании «Росгосстрах» Светлана Агафонова. – При этом, по прогнозам, в 2004 г. рынок индивидуального страхования жизни вырастет в 1,5 раза, число граждан, заключивших договоры страхования жизни, увеличится на 18-20%». Так, согласно исследованию компании «Росгосстрах», проведенному среди жителей 13 крупнейших городов России, среди тех, кто не имеет полиса добровольного страхования жизни, 2% намерены приобрести его в ближайший год, еще 15% опрошенных – в перспективе.
   Сами представители НПФ признают, что у страхования жизни есть некоторые преимущества по сравнению с пенсионным обеспечением. «Большое преимущество страховщиков заключается в том, что они могут начать выплаты человеку фактически в любое оговоренное в договоре время, – признает Андрей Железнов. – В нашем же случае поводом для начала выплат является достижение человеком пенсионного возраста».
   Однако, с другой стороны, рынок страхования жизни в России еще пока очень слабо развит, и качество оказываемых на нем услуг невысокое. В частности, как отмечают некоторые эксперты, в страховых компаниях «совершенно грабительские» условия расторжения договора, когда гражданину не только не платят полученный им доход, а даже уменьшают на определенную сумму величину его взносов. В большинстве НПФ, расторгая договор с фондом, застрахованное лицо может получить все свои взносы плюс полученный по ним доход.