22.10.2004 Новосибирск: фитнес-клубы - динамичный бизнес Новосибирский рынок фитнеса поделен между местными фитнес-клубами. Ни одна московская сеть до сих пор не появилась в регионе. Однако участники рынка отмечают, что спрос на занятия фитнесом превышает предложение — как следствие, растут цены и привлекательность этого бизнеса для инвесторов. Эксперты полагают, что в течение двух лет число клубов может вырасти в несколько раз. В Новосибирске несколько десятков спортивных клубов, из которых лишь семь участники рынка относят к категории “фитнес”: “Ремикс”, Studio Fit, “Персона”, “7-3-1”, “Виват”, “mc2” и “Иммер”. Фитнес-клубом, по мнению участников рынка, можно назвать спортклуб, предоставляющий не менее 15 направлений аэробики, а также широкий спектр дополнительных услуг – солярий, сауна, косметический кабинет и т. д. Посещение клуба должно быть организовано по клубным картам. В Новосибирске посещают спортивные клубы до 200 000 человек. Емкость рынка, по данным агентства MAGRAM MR, составляет $15 млн (российский рынок – $300–350 млн), по данным “Страты Партнерс” – $10 млн. Темпы роста региональных рынков в городах-миллионниках MAGRAM оценивает в 30–35% в год. Новосибирский рынок освоен не более чем на 5%, а спрос растет, говорит директор по фитнесу сети клубов “Ремикс” Любовь Козлова. Такая ситуация на рынке позволяет клубам держать довольно высокие цены. “Клубная карта [у нас стоит] 4969 руб. [в месяц], это не каждому по карману. Таким образом мы регулируем количество клиентов”, — объясняет Козлова. Высокий спрос на занятия фитнесом отмечают и в клубе “Персона”, который открылся всего месяц назад (цена клубной карты — 3000 руб. в месяц). За короткое время, констатирует директор клуба Наталья Кудряшова, “Персона” уже близка к пределу своей пропускной способности. “Возможно, через несколько месяцев мы будем вынуждены повысить цену клубной карты”, — говорит она. А Александр Круглов, директор дистрибьюторской фирмы Fitness Project, поставляющей спортивное оборудование, считает, что рынок в Новосибирске занят не более чем на 3%. “В ближайшие годы число фитнес-клубов увеличится в 5-6 раз”, — уверен он. Круглов прогнозирует, что наиболее востребованы будут небольшие клубы, рассчитанные на массового клиента — с ценой клубной карты не более 1000 руб. в месяц. Инвестиции в зал средней площадью около 500 кв. м, по его данным, составляют $100 000-150 000. А совокупные затраты на небольшой клуб оцениваются примерно в $1 млн, говорит президент MAGRAM MR Марина Малыхина. Однако высокий спрос и невысокая конкуренция на рынке до сих пор не привлекли в Новосибирск московские фитнес-сети. “Обычно москвичи выходят в регионы, используя франчайзинг. Но найти партнера на месте оказывается нелегко — региональные бизнесмены не считают фитнес привлекательной отраслью”, — объясняет такую ситуацию Малыхина. Это подтверждают и в одной из крупнейших российских сетей фитнес-клубов — World Class. В списке 15 городов, где в течение ближайших лет запланировано открытие клубов по франшизе, Новосибирска нет, но есть Красноярск и Омск, говорит руководитель департамента консалтинга World Class Дмитрий Коробейкин. Он вспоминает, что из Новосибирска было всего одно обращение с предложением стать местным партнером сети, но стороны не договорились. “Полагаю, что потенциальных инвесторов пугают неопределенные сроки окупаемости. Если в Москве она составляет в среднем один год, то в регионах может варьироваться от одного до 10 лет, при том, что инвестиции в создание центра нашего уровня составляют $2,5 млн”, — говорит Коробейкин. Более оптимистичен в отношении Новосибирска Сергей Тарханов, директор по развитию фитнес-консалтинговой компании “Страта Партнерс” (управляет четырьмя фитнес-клубами в Москве и четырьмя в регионах — Краснодаре, Волгограде, Иванове, Саратове, торговые марки Orange Fitness и CityFitness). Он считает, что в ближайшие два года московские сети в Новосибирске появятся. Сейчас “Страта Партнерс” оказывает консалтинговые услуги новосибирской компании, планирующей строительство фитнес-центра площадью 4000 кв. м, говорит Тарханов. По его словам, объем инвестиций в проект составит не менее $4 млн. Новый центр, возможно, возьмет одну из торговых марок “Страты Партнерс”. Назвать местных партнеров Тарханов отказался. Участники рынка отмечают, что модным направлением фитнеса в Новосибирске стал шейпинг с элементами стриптиза (для женщин, стремящихся быть сексапильными). “Мы ввели новое направление аэробики с элементами бокса, белли-денс (танец живота), а с октября открываем "стрип-денс" — шейпинг с элементами стриптиза”, — делится планами директор клуба Studio Fit Екатерина Кошелева. “Персона” тоже в ближайшее время “покажет” стриптиз — программа будет называться “Шоу-гелз”, говорит Наталья Кудряшова. А вот клуб “mc2” уже два года работает по направлению стрип-денс: “Это пользуется повышенным спросом у клиенток клуба”, — рассказывает директор Алена Снегирева. Среди новых тенденций участники рынка отмечают возросший интерес мужчин к традиционно женскими направлениями фитнеса. “Появление на аэробной площадке мужчин уже не редкость, — отмечает Кудряшова. — Молодые люди перестают воспринимать шейпинг как исключительно женский вид. Такая новинка, как класс "тампы" — шейпинг с дополнительным весом, должен привлечь сильную половину”, — рассчитывает Кудряшова. Эту тенденцию отмечает и администратор клуба “7-3-1” Наталья Федорова: “Последнее время больше мужчин стали посещать классы степ-аэробики и сайклов”. |