21.10.2004  Распространители жалуются на кризис перепроизводства книг, а издатели - на нехватку книжных магазинов

   На прошлой неделе завершилась Франкфуртская книжная ярмарка – одно из самых значимых событий в книжном мире. Россия, в прошлом году выступавшая в качестве почетного гостя, на этот раз была представлена довольно скромно – всего 40 издательствами.
   Тем не менее некоторые участники рынка отмечают, что внутри отрасли ситуация далека от идеала. По их мнению, налицо все признаки перепроизводства книг. Однако признают эту проблему далеко не все: большинство издателей связывают ее с острым дефицитом книготорговых сетей. Существующие книжные магазины просто не в состоянии реализовать все то, что выпускают издательства – сейчас до магазинов доходит только каждая пятая-шестая книга.
   По данным Российской книжной палаты, в этом году книжная отрасль поставит своего рода рекорд – по прогнозам ее специалистов, к концу года будет выпущено около 87 тыс. названий книг и брошюр, а совокупный тираж изданий превысит 700 млн экз. Это значит, что на одного человека придется по пять книг. Подобный результат был зафиксирован 30 лет назад – в 1974 г., когда в СССР выпустили 87,8 тыс. названий. Впрочем, у советской книжной отрасли было одно неоспоримое преимущество, а именно широкая сеть распространения книжной продукции. После перестройки централизованная система распространения фактически была утрачена, а замены ей долго не существовало. В 90-е годы книжные магазины стали восстанавливать, и на сегодняшний день в России работают порядка 500 сетевых и около 2000 независимых магазинов.
   По мнению специалистов, их недостаточно, чтобы реализовать всю продукцию отечественных издательств – для того чтобы рынок работал эффективно, нужно открыть не менее 2-3 тыс. новых магазинов. «На рынке сейчас находится порядка 100-150 тыс. названий, хотя средний магазин рассчитан на 20 тыс. названий, – сказал генеральный директор издательства «Росмэн» Михаил Маркоткин. – То есть в магазин попадает каждая 5-6 книга».
   О подобной ситуации рассказали и в издательстве Ad Marginem. «По количеству названий, выпускаемых в год, Россия уже сравнялась с Францией, но магазинов у нас в 5-10 раз меньше, чем там, – прокомментировал ситуацию директор издательства Александр Иванов. – То есть большинство книг, за исключением бестселлеров, продается в Москве, Санкт-Петербурге и еще нескольких городах. И эта часть рынка уже переполнена книгами – от 30 до 50% изданий просто не попадает к читателям».
   Как считает г-н Иванов, читатель в такой ситуации попросту теряет ориентацию: в книжном магазине он видит огромное количество названий, ничего ему не говорящих, и старается покупать «проверенных» авторов, все реже приобретая «новые имена». Практически все опрошенные эксперты сошлись во мнении, что рынок испытывает острый дефицит книжных магазинов.
   В частности, Михаил Маркоткин отметил, что необходимо развивать крупные форматы – магазины площадью от 1 тыс. метров, а также альтернативные сети. Однако с другим аспектом, отчасти ставшим причиной переизбытка товаров книжных, согласились далеко не все.
   «Перепроизводство книг есть, но только в данной ситуации», – сказал г-н Маркоткин. В издательстве «Эксмо» вообще отказались признавать факт переизбытка книг на рынке. «Мы не считаем, что кризис перепроизводства имеет место, тем более в таких масштабах, когда стоит говорить о подобной проблеме, – сказал представитель издательства Алексей Шехов. – Например, у нас тираж одной книги распродается за 1,5-2 месяца. Так что говорить можно только о проблеме сбыта: читатель готов потреблять больше книг, но ему негде их купить».
   Тем не менее сами распространители считают, что перепроизводство налицо. Во всяком случае, сегодня на книжном рынке сложилась ситуация, когда выпуск книг и их реализацию необходимо централизованно регулировать. Об этом, в частности, говорил генеральный директор объединения «Топ-книга» Георгий Лямин. По его мнению, возможны два пути решения этой проблемы: сознательное регулирование рынка либо создание каналов реализации уцененной продукции, что сейчас и происходит. «Саморегулирование рынка представляется мне вполне разумным, – отметил Александр Иванов. – Кроме того, существует еще проблема локальных сетей, которые требуют совершенствования. А создание стоков – это плохо: их появление свидетельствует об ошибке с тиражом: издатель не может делать небольшие допечатки, поскольку они удорожают книгу в 1,5-2 раза, и продается она потом гораздо дольше».
   А Алексей Шехов из «Эксмо» считает, что если книга не нашла своего покупателя, и, как следствие, оказалась на полке уцененных изданий, то ее следует отдавать вообще бесплатно. Подобного мнения придерживаются и другие участники рынка. «Стоки просто недопустимы в книжных магазинах, – считает Михаил Маркоткин. – Для них нужны отдельные места: они мешают бизнесу и покупателям». Однако главная проблема появления уцененных книг заключается не в том, что они появляются в обычных книжных магазинах, а в том, что люди могут потом отказаться покупать книги по «нормальной цене» – «зачем платить дважды»?
   Впрочем, пока издатели не теряют надежды, что на всякую книгу независимо от цены найдется свой покупатель. Хотя представляется сомнительным, что поголовно все книгочеи решат приобретать книги «за хорошее качество» и не дожидаться момента, когда они попадут на полку с уцененными товарами. К тому же мировая практика показывает, что покупатели быстро приспосабливаются к новым условиям и совсем не спешат покупать сегодня то, что завтра можно будет купить в несколько раз дешевле.