18.10.2004  Страховые компании выходят в сети

   Во всем мире страховой бизнес считается весьма доходным. Страховые дивиденды в некоторых странах оказываются сопоставимы с доходами от банковского бизнеса. Таким же доходным этот вид деятельности был и в советское время, когда страховые сборы были «добровольно-обязательными». Но поскольку страховые компании в основном зарабатывают на том, что «страховые случаи», по которым компании обязуются оплачивать застрахованным медицинские услуги, наступают не по всем договорам страхования, то соответственно многие обыватели испытывают определенную степень недоверия к этому виду бизнеса. Иными словами страховщики всегда надеются, что с клиентом ничего не произойдет. Именно поэтому в страховых договорах частенько оговариваются возрастные и медицинские ограничения. Компании неохотно оформляют страховой договор с пожилыми и больными людьми, не желая брать на себя лишние риски.
   Тем не менее все более рискованным становится и сотрудничество с молодыми и здоровыми. Сказывается усиление опасности террористических актов. В ряде компаний договоры пополнились пунктами, оговаривающими специальные меры безопасности, которые клиент должен обеспечивать самостоятельно. Никто не хочет нести лишние потери, памятуя о том, что в результате только терракта 11 сентября 2001 года американские страховые компании понести убытки в 40–50 млрд. долл. То есть непосредственно добровольное медицинское страхование, судя по всему, становится все менее доходным видом услуг.
   Но, несмотря на то что в России страховой рынок находится на стадии становления, наиболее успешные компании уже в состоянии быть прозрачными, в том числе и в части обнародования своих доходов. Так, по итогам прошлого года рост сборов страховых премий страховой компании «МАКС» составил 114,4% и достиг уровня 4 млрд. 976 млн. руб. Причем сами страховые выплаты выросли на 48,1% и составили 2 млрд. 25 млн. руб. А количество заключенных компанией договоров страхования с физическими лицами достигло 813 тысяч. Причем в филиалах СК «МАКС» показатели по страховым взносам выросли в 5,2 раза, а балансовая прибыль компании составила 336,6 млн. руб.
   В страховой компании группы «УралСиб» сообщили о существенном росте продаж благодаря реализации полисов добровольного медицинского страхования и страхования имущества. По мнению руководителя интернет-магазина страховой группы «УралСиб» Юрия Кваши, рост клиентской базы объясняется прежде всего расширением ассортимента страховых продуктов, предлагаемых компанией в сети, и географии интернет-продаж. Общий сбор премий по результатам работы интернет-магазина компании составил больше 2 млн. руб.
   Страховая компания «СОГАЗ» в июне 2003 года выплатила довольно крупную сумму своему клиенту – ЗАО «Сибирская Сервисная Компания» получила страховое возмещение в размере 808 тыс. руб. в связи со страховым случаем – аварией при буровых работах на одной из скважин Приобского месторождения. Общий объем страховой суммы по упомянутому договору превышает 2,9 млрд. руб.
   Страховая компания AIG Life – «дочка» самого крупного мирового страховщика AIG. American International Group, Inc.(AIG) – транснациональная финансово-страховая организация, базирующаяся в США, сделала себе имя именно на страховании жизни. В AIG Life не сообщают об объемах страховых выплат, уточняя, однако, что этот вид бизнеса составляет более 40% в портфеле компании.
   По приведенным данным можно судить о том, что страхование жизни – услуга сложная и, как отмечают страховщики, хорошую прибыль приносит лишь в случае, если компания имеет собственные медицинские клиники. Ситуация осложняется тем, что государство обяжет страховщиков совмещать функции обязательного медицинского страхования (ОМС) и добровольного. Участники рынка опасаются, что это может привести к монополизации рынка.
   Однако заместитель генерального директора СК «МАКС» Людмила Смолянинова считает, что на рынке ДМС вполне можно работать, используя схемы ОМС. Именно это может, по ее мнению, при наличии собственной лечебной базы минимизировать затраты на лечение и гарантировать сервис клиентам компании.