18.10.2004 Россиян приучают к магазинам выходного дня Работающие россияне, как правило, покупают продукты и товары первой необходимости в выходные дни. В последнее время за покупками отправляются целыми семьями, а шопинг сочетают с досугом. Именно на эту целевую аудиторию ориентированы сетевые магазины крупных форматов - супермаркеты и гипермаркеты. На сегодняшний день супермаркеты занимают 53% рынка, на долю гипермаркетов приходится 10%. Формат cash&carry еще не столь популярен в России (8% рынка). По прогнозам экспертов, в ближайшем будущем эти форматы будут доминировать на рынке ритейла, а усиление конкуренции сыграет на руку покупателям. Классический гипермаркет должен отвечать нескольким основным требованиям. В прайс-листе магазина этого формата должно быть не менее 40 тысяч товарных наименований, среди которых не только продукты питания, но и одежда и бытовая техника. Кассовый ряд должен насчитывать не менее 20 терминалов, причем обязательное условие - работа с пластиковыми картами. В помещении гипермаркетов устраиваются специальные залы с фаст-фудом, ресторанами, кофейнями, а также развлекательные центры, включающие кинотеатры, боулинг, залы игровых автоматов, интернет-кафе, детские площадки и другие сервисы. Россияне оценили преимущества таких торговых центров. Но в силу того, что гипермаркеты обычно расположены на окраине, а покупки получаются объемными, до них добираются только покупатели 'на колесах'. В результате на столичном рынке сетевой торговли доля гипермаркетов, по оценкам экспертов, пока не превышает 10%. В этом формате в России работают Auchan, «Мосмарт» и «Рамстор». Auchan - гипермаркет-дискаунтер. Основной принцип компании - максимальное количество товарных наименований по низким ценам максимально большому числу покупателей. Для того чтобы снизить издержки на торговые площади, Auchan изначально решил строить свои гипермаркеты за МКАД. В настоящее время в Подмосковье открыто четыре гипермаркета этой сети. По данным аналитической компании 'Объединенная финансовая группа', оборот гипермаркетов Auchan в России составил в 2003 году порядка 330 млн. долларов. Эксперты «Тройки Диалога» оценивают долю Auchan на столичном рынке ритейла в 0,9%. Французская сеть является прямым конкурентом сети «Мосмарт», первый гипермаркет которой открылся в Москве летом 2003 года, второй - в сентябре текущего года, третий - в начале октября. Сначала в создании «Мосмарта» участвовали «Перекресток» и «Седьмой континент», однако затем последний вышел из проекта. Строительство гипермаркетов «Мосмарт» кредитует Сбербанк. В регионах сеть развивается под брендом «Росмарт» (в следующем году откроется гипермаркет в Нижнем Новгороде). В 2003 году оборот компании составил порядка 70 млн. долларов. Аналитики «Тройки Диалога» считают, что доля «Мосмарта» на столичном рынке ритейла составляет всего 0,2%. Однако в «Мосмарте» с такой оценкой не согласны и говорят, что доля компании на московском рынке равняется 3%, а к 2007 году она вырастет до 8%. Турецкая «Рамэнка» (управляющая компания сети 'Рамстор') в Москве с 1997 года. Сеть «Рамстор» использует модель управления и опыт компании «Мигрос Тюрк», владельца крупной розничной сети, насчитывающей более 500 гипер- и супермаркетов в Турции. В России сеть представлена 28 магазинами, из которых 24 расположены в Московском регионе и по одному - в Красноярске, Казани, Нижнем Новгороде и Ростове-на-Дону. Из 28 магазинов компании 10 работают в формате гипермаркета, остальные - как супермаркеты. Аудитория сети «Рамстор» - люди со средним и выше среднего достатком. Действительно, цены в 'Рамсторе' довольно высокие. Оборот компании в 2003 году в формате гипермаркетов составил 194 млн. долларов, а супермаркеты принесли около 237 млн. долларов. Эксперты оценивают рыночную долю сети в 0,6-0,7% рынка. В супермаркетах ассортимент товаров ограничен. Здесь можно приобрести только продукты и сопутствующие товары. Площадь супермаркетов несколько меньше, они рассчитаны на клиентов, которые заезжают за продуктами два-три раза в неделю, и расположены в жилых кварталах. По оценкам экспертов компании Astera, на долю этого формата приходится 53% рынка. В формате супермаркетов активно работают «Рамстор», «Седьмой континент», «Перекресток» и «Патэрсон». В июле этого года появился новый игрок - Billa. Учредителями ОАО «Седьмой континент» являются торговый оператор и владелец бренда ЗАО «7К Инвест-холдинг» и ОАО «Столичные гастрономы», которое является собственником всех торговых площадей. Торговая сеть компании состоит из 57 магазинов. Некоторое время назад компания выкупила три супермаркета «Семен Семеныч» и арендовала сеть универсамов «Петровский». После ребрендинга они все начнут торговлю под маркой «Седьмого континента». Оборот сети в 2004 году составил 445 млн. долларов, а ее доля на рынке оценивается в 1,3%. У 'Седьмого континента' магазины разного формата и уровня цен: одноименные универсамы, магазины шаговой доступности «Семь шагов» и гастрономические бутики 'Пять звезд'. На днях ОАО «Седьмой континент» объявило о выходе на фондовый рынок. В середине ноября этого года компания планирует разместить около 20% своих акций на бирже РТС. Сеть «Перекресток» - один из лидеров в формате супермаркетов. Владельцем большей части акций является ЗАО «ТД «Перекресток». На сегодняшний день сеть насчитывает 75 магазинов, до конца года планируется открыть еще 30. Сеть работает как в формате традиционных супермаркетов, так и в «соседском» формате - с 2003 года начали появляться «Мини-Перекрестки». Все магазины сети рассчитаны на представителей среднего класса. Размер чека составляет в среднем 250 рублей, при этом более 50% покупателей посещают магазины сети чаще чем раз в неделю. По оценкам экспертов, оборот сети в 2003 году составил 450 млн. долларов, на столичном розничном рынке сеть занимает около 1,3%. Сеть универсамов «Патэрсон» на сегодняшний день насчитывает 39 универсамов, из которых 20 - в Москве и ближайшем Подмосковье, остальные - в Санкт-Петербурге, Уфе, Казани, Краснодаре, Челябинске, Ставрополе, Сочи, Тольятти, Пензе и Твери. До конца года сеть планирует увеличить количество магазинов до 50, из которых один будет в Киеве. «Патэрсон» позиционируется как универсам для среднего класса. Сеть является лидером среди самых дорогих супермаркетов. Оборот «Патэрсона» в 2003 году превысил 140 млн. долларов, а долю рынка компании аналитики оценивают в 0,4%. В июле этого года на рынке супермаркетов появился новый игрок. Европейская розничная сеть Rewe и холдинг «Марта» заключили соглашение о создании совместного предприятия. Российская сторона передала на баланс СП 15 магазинов Spar и 7 супермаркетов «Столица», а взамен получила 25% акций новой структуры. Rewe в настоящее время проводит ребрендинг вновь созданной сети, до конца года все 22 супермаркета сменят вывеску на Billa. Руководство СП заявляет, что новые супермаркеты будут отличаться от Spar и «Столицы» более низкими ценами и расширенным ассортиментом товаров, причем в их планах открыть в ближайшие несколько лет еще 70-80 супермаркетов. Формат cash&carry до сих пор не прижился в России. Дело в том, что магазины-склады ориентируются на мелких оптовиков и официально с физлицами не работают. Два первых гипермаркета Metro открылись в Москве в октябре 2001 года. В настоящее время сеть насчитывает 6 оптовых центров в Москве, 2 - в Санкт-Петербурге, по 1 центру в Казани и Ярославле. В этом месяце должен открыться магазин в Ростове-на-Дону. По данным аналитической компании «Тройка Диалог», оборот Metro в России в 2003 году составил порядка 900 млн. долларов, а долю рынка, которую занимает компания, эксперты оценивают в 2,6%. Что касается клиентов этих гипермаркетов, то ситуация неоднозначная. По некоторым данным, около 60% покупок в Metro совершают физические лица, получившие по месту работы или купившие в Интернете карты магазина. Компания закрывает на это глаза, поскольку только за счет юрлиц в России вряд ли удастся достичь рентабельности. «Пока применительно к сash&сarry не стоит говорить о конкуренции, - считает Снежана Равлюк, аналитик компании Business Analytica. - Кроме Metro, пожалуй, можно назвать только региональную сеть «Лента». |