15.10.2004  Москва: магазины переезжают поближе к дому

   Во всем мире дискаунтеры и «соседские» магазины никогда не конкурируют с гипермаркетами и супермаркетами, поскольку ориентируются на покупателей с меньшими доходами. Однако внутри этой группы соперничество весьма острое: магазинам приходится бороться буквально за каждого покупателя. В последнее время перевес сил явно на стороне магазинов, расположенных в непосредственной близости от дома.
   Формат дискаунтера в российском исполнении вызывает у потребителя скорее негативные ассоциации. Если на Западе дискаунтеры больше напоминают уменьшенные супермаркеты, то владельцы российских дискаунтеров идут по пути минимизации затрат за счет удобств для клиентов, а зачастую и за счет качества продуктов.
   Отечественные компании, работающие в этом сегменте рынка, предпочитают брать в аренду или скупать помещения бывших советских гастрономов. Из соображений экономии многие из них не перестраивают помещения и даже не ремонтируют их. Это устраивает лишь непритязательных пенсионеров (они составляют 60-70% от общего числа постоянных клиентов дискаунтеров). На сегодняшний день в формате дискаунтера можно выделить три крупные торговые сети - «Копейка», «Пятерочка» и «Дикси».
   Сеть «Копейка» была создана в 1998 году. Учредителями ООО «ТД «Копейка» являются финансовая корпорация «НИКойл», владеющая 50% долей в уставном капитале сети, а также группа топ-менеджеров компании, которым принадлежит другая половина в уставном капитале. По данным на октябрь 2004 года, сеть включает в себя 62 магазина, большинство из которых работают в формате «экономичных универсамов». В день их посещает около 150 тысяч человек. Общее число товарных наименований в магазинах - порядка 3 тысяч. Размер среднестатистического чека «Копейки» равняется 4-5 долларам (120-150 рублей). Тем не менее в 2003 году оборот торгового дома составил 260 млн. долларов.
   Согласно оценке компании «Тройка Диалог», "Копейка" занимает на столичном рынке розничной торговли не более 0,8%. В начале октября 2004 года ООО «ТД «Копейка» разместил кредитные ноты на общую сумму 40 млн. долларов.
   Сеть универсамов эконом-класса «Пятерочка» основана в январе 1999 года. Владельцем компании является голландская компания Pyaterochka Holding. На сегодняшний день сеть насчитывает 222 магазина в столичном регионе и Санкт-Петербурге и 116 универсамов в регионах на основе франшизы. В столице универсамы «Пятерочка» располагаются в основном в новостройках в спальных районах, однако сетевые магазины есть и в ЦАО. Почти 95% ассортимента универсамов составляют товары отечественного производства, поэтому уровень цен невысок. Средний размер чека, как и в «Копейке», составляет порядка 5 долларов (150 рублей).
   Долю сети «Пятерочка» на рынке московского продуктового ритейла эксперты аналитической компании «Тройка Диалог» оценивают в 2,7%, а оборот компании в прошлом году составил 933 млн. долларов.
   Третий крупный дискаунтер на столичном рынке - сеть «Дикси», которой владеет компания ЗАО «Дискоцентр». В настоящее время сеть насчитывает 130 магазинов, из которых 57 находятся в Москве и области. В основном магазины «Дикси» располагаются в жилых массивах спальных районов столицы. Размер среднего чека - около 100 рублей. Количество наименований товаров в сети не слишком большое - около 2-2,5 тысячи. Основную прибыль сеть получает за счет быстрого оборота товаров, а в 2003 году оборот составил около 360 млн. долларов. Эксперты компании «Тройка Диалог» оценивают долю компании на рынке розничной торговли Москвы в 1%.
   Российский «соседский» формат оказался не слишком похожим на свой западный прототип (convenience store). В Европе магазины такого формата призваны формировать потребительскую среду (в нем есть небольшое кафе, интернет-салон и парикмахерская). При этом он находится в "шаговой" доступности от места проживания покупателей. От главного конкурента - дискаунтеров - "соседский" магазин отличается более широким ассортиментом товаров (до 3000-4000 наименований) и более высоким уровнем обслуживания.
   В России convenience store понимается просто как магазин, торгующий товарами повседневного спроса и расположенный вблизи потенциальных покупателей.
   Вообще российские сетевики не стремятся как-то особенно выделять «соседский» формат, они наращивают капитализацию с помощью открытия мини-маркетов рядом с жилыми массивами.
   «Магазины «у дома» могут быть как дискаунтерами, так и супермаркетами. Так что это не новый формат, а скорее программа развития. Это самый стабильный вид ритейла, поскольку в таком случае магазин локализован с точки зрения постоянного проживания покупателя. Но и конкуренция здесь максимальная», - рассказала представитель сети «Патэрсон» Ева Прокофьева.
   "Соседских" сетей в чистом виде сегодня крайне мало. Типичным представителем этого формата на сегодняшний день является сеть «АБК», созданная в 1997 году. На сегодняшний день она насчитывает 24 универсама, которые расположены во всех округах столицы, в том числе два франчайзинговых. Размер средней покупки в «АБК» составляет 120 рублей.
   Остальные магазины "шаговой" доступности (таких по Москве от 2 до 3 тысяч) разрозненны, и их доля в общем объеме рынка ритейла составляет всего 2%.
   Впрочем, столичные власти готовы привлечь 96 млрд. рублей на открытие почти четырех тысяч (до 2007 года) "соседских" магазинов. Кстати, представление столичных властей о convenience store гораздо ближе к западному.
   По мнению ритейлеров, чтобы продовольственный магазин был рентабельным, на каждые 100 кв. м площади должно приходиться в среднем 500 покупателей в день. Следовательно, идеальная площадь "соседского" универсама равняется 300 кв. м - этого как раз достаточно, чтобы обслужить 1500 покупателей в день. "Качество обслуживания в "соседском" магазине должно быть выше, чем в крупных магазинах, цены тоже выше, иначе он не выживет", - считает Олег Ермаков, генеральный директор консультационной компании НИЦ "Русская линия". По мнению эксперта, в ассортименте должны быть раскрученные, самые ходовые марки.