14.10.2004  Москва: торговля "через прилавок" уходит в прошлое

   Несмотря на динамичное развитие розничной торговли в Москве, рынок далек от насыщения. Причем торговые сети на данном этапе охотятся не столько за покупателем, сколько за торговыми площадями.
   По количеству торговых площадей международного класса даже столица сильно отстает от европейских стран. Так, среднеевропейский показатель составляет 147 кв. м на тысячу жителей. В Москве, по оценкам компании Stiles & Riabokobylko, в 2004 году этот показатель составит 68,5 кв. м, то есть 0,06 кв. м на каждого жителя, а к концу следующего года - 100 кв. м на каждую тысячу горожан. Совершенно очевидно, что при таком количестве торговых площадей потребности сетевиков удовлетворить не удастся.
   «Рынок в Москве и Московской области действительно растет бешеными темпами, но между сетевыми участниками рынка идет борьба за комфортабельные места под солнцем, а не за конечных покупателей. Сегодня ощущается нехватка магазинов любого формата», - рассказал Андрей Зотов, управляющий партнер компании Verysell-6.
   С его точкой зрения согласна Снежана Равлюк, аналитик компании Business Analytica: «При нынешнем уровне развития розничного рынка говорить о серьезной конкуренции между сетевыми магазинами, пожалуй, рано. Можно лишь отметить постепенное вытеснение палаток, открытых рынков, киосков и традиционных магазинов, торгующих через прилавок, магазинами новых форматов. Но доля сетевиков в общем розничном обороте остается сравнительно небольшой - 23-25% в Москве и не более 6-7% по России в целом".
   В настоящее время все продовольственные и смешанные магазины по величине торговой площади, ассортименту, уровню цен и обслуживания можно разделить на 5 основных форматов: cash & carry (мелкооптовые), гипермаркеты, супермаркеты, дискаунтеры и магазины «шаговой доступности».
   Согласно исследованию компании Astera, в настоящее время основную долю столичного розничного рынка занимают супермаркеты (53%), на втором месте - дискаунтеры (27%), третья позиция - у гипермаркетов (10%), формат cash & carry - на четвертом месте (8%), на долю магазинов «шаговой доступности» приходится всего 2% рынка.
   Интересно, что в уже сформированной обойме форматов время от времени происходят естественные изменения, связанные с развитием рынка. Так, в 2003 году большинство сетевых компаний решили разнообразить свой бизнес и освоить новые для себя форматы. В частности, сеть «Седьмой континент» начала открывать небольшие магазины «Семь шагов» площадью 300-700 кв. м, а «Перекресток» - «Мини-перекрестки».
   Аналогичные подвижки произошли и в формате дискаунтеров. Так, в апреле этого года сеть «Пятерочка» приняла новую программу развития, согласно которой она собирается строить продуктовые супермаркеты площадью 1000-1200 кв. м с ассортиментом в 2,5 тысячи товарных позиций.
   На московском рынке появляются и новые игроки. Так, в июле этого года было создано совместное предприятие европейской розничной сети Rewe и холдинга «Марта», которое выкупило 15 из 17 магазинов Spar и 7 супермаркетов "Столица". Вместо поглощенных СП планирует создать сеть супермаркетов под брендом Billa.
   Московские власти взяли курс на создание магазинов "шаговой доступности". В ближайшие три года в столице должно появиться в общей сложности 3810 подобных торговых точек. В департаменте потребительского рынка и услуг Москвы считают, что "соседские" магазины смогут составить конкуренцию крупным торговым сетям.
   Одним из веяний 2004 года стало появление принципиально нового для российского рынка направления - продуктовых бутиков. Лев Хасис, председатель совета директоров ЗАО «Торговый дом «Перекресток» и совладелец компании Betanol, приобрел франшизу у французской сети продуктовых бутиков Fauchon. Магазины этого формата специализируются на продаже изготовленных вручную деликатесов. Размер среднего чека в Fauchon составляет около 70 долларов, из чего можно сделать вывод, что эти бутики рассчитаны на определенную целевую аудиторию. По различным оценкам, в Москве клиентами продуктовых бутиков будут не более 5% населения, то есть около 150-200 тысяч человек.
   Вслед за Fauchon московским рынком заинтересовалась еще одна известная французская сеть магазинов гастрономических изысков - Hediard. Франшизу на открытие магазинов этой сети в Москве приобрел ресторатор Аркадий Новиков.
   Аналитики считают, что в борьбе за покупателя торговым сетям придется стать более гибкими и научиться управлять несколькими форматами одновременно, по примеру западных коллег. «Крупные сети напряженно работают над выработкой форматов, наиболее приемлемых для массового покупателя в той или иной стране. Эта стратегия требует максимально точного знания спроса, местных покупателей, их привычек и пристрастий, культуры потребления», - рассказал директор по продажам компании Verysell-6 Юрий Данилюк. В качестве примера можно привести французскую сеть Auchan, которая в некоторых европейских странах работает в формате супермаркета, а в России строит исключительно гипермаркеты.
   Что касается покупателей, то для них главным критерием выбора магазина остается удобство и близость его расположения. «Опыт последних лет развития новых розничных форматов показывает, что при условии поддержания средних для местного рынка цен на основные категории товаров регулярными покупателями становятся практически все доходные группы населения», - пояснила аналитик компании Business Analytica Снежана Равлюк.