12.10.2004  Производители соков хотят бороться против "шантажа потребителей"

   Вчера структуры Госсанэпиднадзора приостановили розничную продажу соков "Любимый сад" (брэнд компании "Вимм-Билль-Данн – продукты питания") в Сыктыкваре. Причиной тому стали "включения ртути", выявленные в одной из упаковок напитка. В самом "Вимм-Билль-Данне" (ВБД) вчера заявили, что ртуть не могла попасть в сок ни при каких условиях. Между тем основные участники сокового рынка говорят о шантаже потребителей.
   Напитком с ртутью отравилась жительница Сыктывкара. По словам главного врача центра Госсанэпиднадзора в Сыктывкаре и Сыктывдинском районе Татьяны Петуниной, опасный напиток женщина приобрела в киоске. Последующая проверка, проведенная лабораторией Госсанэпиднадзора, подтвердила, что в пачке яблочно-персикового нектара "Любимый сад" объемом 0,2 л имеются включения ртути. В сыктывкарском отделении Госсанэпиднадзора не исключают, что женщина могла приобрести контрафактную продукцию, но тем не менее реализация "Любимого сада" всеми торгующими организациями края приостановлена до особого распоряжения, а санитарные врачи рекомендуют населению воздержаться от употребления всей продукции ВБД (в Коми помимо "Любимого сада" активно продается другая марка сока компании – "100% Gold").
   В самой компании возможность попадания в продукцию ядовитого металла категорически исключают. Глава управления по работе с общественностью и инвесторами ВБД Марина Каган заявила: "Это абсолютно нереально, поскольку для того, чтобы ртуть попала в пакет, необходимо, чтобы ее источник находился непосредственно на производстве. А мы можем гарантировать, что ничего подобного на наших предприятиях нет и быть не может". По словам госпожи Коган, сейчас ВБД проводит собственное расследование инцидента.
   Это не первый случай, когда потребители обнаруживают ртуть в продукции известных производителей соков. В начале этого года в подобной ситуации оказалась компания "Нидан-Фудс". Некий потребитель из Челябинска также обнаружил ртуть в одном из соков "Моя семья".
   "Скорее всего, это, как и в нашем случае, определенного рода шантаж со стороны потребителей. Не верю, что серьезный производитель не следит за качеством своей продукции,– говорит генеральный директор 'Нидан-Фудс' Андрей Янковский.– С этим, безусловно, надо что-то делать, поскольку компании несут потери. Наша компания потратила полгода на то, чтобы вернуть лояльность потребителей".
   По словам Андрея Янковского, "ртутный" вопрос будет поднят на ближайшем заседании Российского союза производителей соков, для того чтобы выработать линию защиты в подобных ситуациях.
   Похожие истории происходят не только с производителями соков. Самая нашумевшая история произошла в 2002 году, когда Госторгинспекция обнаружила бензоат натрия в пиве Очаковского пивкомбината. История тянулась почти год, но Госторгинспекции так и не удалось доказать, что проверенное ей пиво было разлито на "Очаковском" и не являлось подделкой.
   Более серьезные случаи были зафиксированы только в отношении мультинациональных корпораций. К примеру, компании Coca-Cola не раз за свою историю приходилось отзывать партии напитков и извиняться перед потребителями в различных странах. Так, в 1999 году в ряде стран Европы компании пришлось отозвать несколько миллионов бутылок своих напитков из-за того, что в них был обнаружен бензол. Потери компании на бензольном скандале составили $60 млн.