11.10.2004 Московская область: “Гранд” прекратил торговлю Подмосковный торговый центр “Гранд”, один из крупнейших мебельных магазинов в Европе, уже неделю не работает “по техническим причинам”. Арендаторы торгцентра и сотрудники областной администрации утверждают, что у “Гранда” сменился владелец. Площадь ТЦ “Гранд-1”, открытого в 1995 г. в подмосковных Химках, составляет 30 000 кв. м, к нему примыкает “Гранд-2” площадью 110 000 кв. м. Помимо мебели в “Гранде” продаются товары для дома и спорттовары. На территории комплекса также расположен магазин “Спорт и отдых” площадью 5000 кв. м и развлекательный комплекс – около 30 000 кв. м. По данным руководителя подмосковного ТЦ “Три кита” Сергея Зуева, который до начала 2004 г. управлял и “Грандом”, химкинский мебельный центр принадлежит немецкой компании Inter Daus, которая учредила для управления торговыми центрами российскую компанию “Альянс-95”. “Гранд” прекратил работу 2 октября. На воротах комплекса появилось объявление, в котором покупателей извещают о закрытии “Гранда” по техническим причинам и приносят извинения “за временные неудобства”. Такое же сообщение опубликовано на официальном сайте “Гранда”: там уточняется, что комплекс должен вновь открыться 6 октября. Однако магазин закрыт до сих пор. Управляющий “Гранда” Сумайд Халидов сообщил, что в комплексе проводится инвентаризация. Причины ее он называть не стал. По словам Халидова, учет продлится до 1 ноября, после чего “Гранд” вновь примет покупателей. Своих арендаторов руководство “Гранда” о происходящем не информирует. “Я слышала, что "Грандом" будут управлять новые люди, но кто они, нам не сообщают”, — рассказала менеджер одной из компаний, продающей румынскую мебель в “Гранде” и “Трех китах”. Она добавляет, что многие из арендаторов возмущены вынужденным простоем в работе, но вряд ли будут судиться. “Первоначально нам говорили, что магазин закрыт на несколько дней, а потом — что он откроется только 15 января. Естественно, когда объявили, что работа возобновится 1 ноября, все воодушевились. Мы просто продолжим работать и постараемся наверстать упущенное”, — говорит менеджер. Убытки и недополученную прибыль своей компании она оценила примерно в $150 000, в “Гранде” компания арендует около 400 кв. м. Сейчас руководство “Гранда”, по ее информации, разрешило компаниям обслуживать на территории комплекса клиентов, заказавших и оплативших товар до 2 октября, поэтому никто из арендаторов не демонтирует экспозиции и не съезжает. Это подтвердили и менеджеры других компаний, например фабрики мебели “8 марта”, “Руссимекса”, “Аллегро-Классик” и “Нигмы”, — все они ожидают развязки и пока ничего не предпринимают. “Руссимекс” и “Нигма”, например, временно перебросили сотрудников с “грандовских” экспозиций на свои площади в “Трех китах”. Гендиректор “Магазина магазинов” Анна Ширяева предположила, что, если кто-то из арендаторов захочет получить компенсацию от “Гранда”, ему будет непросто ее добиться. Ширяева вспомнила, как однажды клиент ее компании, крупный продуктовый ритейлор, пытался включить в договор аренды такое условие: если по вине владельца торгцентра он не сможет работать в течение трех дней, ему должны будут выплатить компенсацию в размере более $1 млн. Однако в ходе обсуждения этот пункт был снят, говорит Ширяева, и “вообще подобные требования в договоры аренды включают очень редко”. Представитель другого консалтингового агентства на условиях анонимности сообщил, что большинство операторов, представленных, например, в “Гранд-1”, юридически не являются арендаторами, а “работают по договорам поставки или комиссии”. |