11.10.2004  Московская область: Мособлдума поставила заслон от новых техногенных катастроф

   Московская областная Дума сразу в трех чтениях приняла новую редакцию закона «Об организации государственного архитектурно-строительного надзора на территории Московской области.
   Как отметил в своем выступлении перед депутатами начальник Главного управления государственного архитектурно-строительного надзора Московской области Николай Чернов, принятый закон – это новая веха в развитии системы строительного надзора. Сама же система возникла еще в 1997 году. Московская область была первым субъектом Федерации, установившим надзорную вертикаль.
   После печально известных событий в «Трасвааль-парке» губернатор Московской области возложил на Главное управление государственного архитектурно-строительного надзора полномочия по надзору за объектами первого уровня ответственности. Это объекты, представляющие собой технически сложные конструкции, обрушение которых может привести к тяжелым экономическим, социальным и экологическим последствиям. К ним относятся здания и сооружения, посещаемые большим количеством людей: торговые центры, спортивные комплексы, больницы и школы. До настоящего времени эти объекты после приема их в эксплуатацию становились практически безнадзорными. Никто не контролировал проведение плановых работ, необходимых в процессе эксплуатации. Согласно новой редакции закона, теперь эти функции будет осуществлять орган государственного архитектурно-строительного надзора. В целях предотвращения обрушений зданий и сооружений первого уровня ответственности надзор будет проводиться в течение всего периода эксплуатации, вплоть до принятия решения о сносе строения.
   С учетом многочисленных обращений застройщиков и заказчиков в новой редакции закона существенно упрощена процедура начала строительства объекта. Теперь единым документом на строительство будет разрешение, выдаваемое органом местного самоуправления. За надзорным органом останется контроль за соблюдением порядка выдачи архитектурно-планировочных заданий и разрешений на строительство. Кроме того, в законе установлены ограничения и запреты на строительство объектов недвижимости без разрешения и эксплуатацию без проведения приемочных комиссий, позволяющие более четко применять основные принципы организации строительства.
   Во время обсуждения законопроекта подмосковные парламентарии обратили внимание на проблемы, возникающие из-за разобщенности разных уровней власти в вопросах принятия градостроительных решений. Так, например, Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области может выдавать только рекомендации городским архитекторам, которые самостоятельны в своих решениях. Такая разобщенность не только ломает систему надзора, но и разрушает единую систему планировочных решений. Это в свою очередь приводит к неувязкам при разработке генерального плана развития Московской области. В то же время Градостроительный кодекс не дает ответа на эти вопросы.
   «Сегодня в Московской области одномоментно строится порядка 33 тысяч объектов, с общим объемом инвестирования в 100 миллиардов рублей, - комментирует заместитель председателя Мособлдумы Валентин Куликов. – Но, к сожалению, имеются факты некачественного проведения строительных работ. В результате нередко новые здания быстро приходят в негодность и грозят нам новыми "трансваалями" и другими чрезвычайными ситуациями. Мы дали нашему надзорному органу очень важную функцию – следить за эксплуатацией действующих объектов. Кроме того, мы решили подготовить законодательные инициативы по двум направлениям. Прежде всего, необходимо установить, чтобы строительство, не соответствующее нормам и правилам, останавливалось органами местного самоуправления, которые выдали на него разрешение. Пока же Градостроительный кодекс отдает это право лишь судебным инстанциям. Также мы будем инициировать изменения в федеральном законодательстве, устраняющие разобщенность планировочных органов».