08.10.2004  Мировой рынок кофе падает, российский - растет

   По мнению аналитиков рынка напитков, Россия все еще остается традиционно "чайной" страной. В среднем на человека у нас приходится около 500 чашек чая в год. В то время как на кофе приходится только 160 чашек. Однако потребление кофе растет, и довольно быстро, тогда как потребление чая давно стабилизировалось. Несколько лет назад темпы роста потребления кофе составляли 10-15 %. Но в последние годы они несколько замедлились. В прошлом году, например, потребление кофе увеличилось на 5%.
   По некоторым данным, общий объем российского рынка кофе превышает 103 тысячи тонн в год. В стоимостном выражении или 1,3 миллиарда долларов. А всего четыре года назад объем этого рынка был в четыре раза меньше.
   Главные игроки на российском рынке кофе - международные компании. На тройку лидеров приходится почти 60 процентов стоимостного оборота кофе в России. Это данные за первое полугодие 2004 года. В первой десятке есть и некоторые российские компании, но иностранцы, безусловно, доминируют на рынке.
   Структура потребления кофе в России существенно отличается от других стран. В России предпочитают растворимый кофе. Он составляет 75-80% российского рынка. Сюда же входят и так называемые растворимые кофейные смеси. По потреблению растворимого кофе и смесей наша страна занимает одно из лидирующих мест в мире.
   Однако в последнее время явно наметилась тенденция роста потребления в России кофе в зернах или молотого. Эта тенденция подтверждается и тем, что за последний год появился целый ряд российских компаний, которые занимаются поставкой зеленого или жареного кофе в зернах из-за границы, и на своем оборудовании в России они либо фасуют его, либо жарят и мелют.
   Что касается цен, то на их формирование влияет, главным образом, очень жесткая конкурентная борьба среди производителей. Успехом на нашем рынке пользуется тот продукт, который дешевле и доступнее. И снижение цен на кофе в достаточно большой степени обусловлено именно этим, а не конъюнктурой на мировых рынках.
   Среди главных проблем рынка - качество продукта. По данным Государственной торговой инспекции, в первом полугодии этого года из всего проверенного ею кофе было запрещено к дальнейшей продаже 25,7 процента. Среди главных причин изъятия продукта из торговой сети - отсутствие документов, подтверждающих качество и безопасность, а также легальность его производства.
   В июле введен новый ГОСТ на натуральный жареный кофе. Производители кофе теперь должны указывать на упаковке его разновидность и степень обжарки. Кроме того, в ГОСТе появилась новая категория - "премиум", которая дополняет список, состоявший ранее из трех категорий - "высший сорт", "первый сорт" и "второй сорт".
   В соответствии с Законом "О техническом регулировании", вступившим в силу с 1 июля 2003 года, следование ГОСТу является добровольным. Производители обязаны соблюдать только технический регламент, который гарантирует безопасность продукции.
   Что касается мирового рынка, то здесь все далеко не благополучно. В колумбийском городе Картахена только что закончился 40-й саммит Международной организации кофе. Представители 45 стран-экспортеров и 18 стран-импортеров (главный из них - США) обсуждали острую проблему: кризис на рынке, начало которому положил разрыв картельного соглашения - Кофейного пакта - в 1989 году.
   Сегодня ежегодный оборот мирового кофейного рынка - около 70 миллиардов евро. Но прибыль самих производителей в прошлом году едва превысила 5 миллиардов евро. С тех пор как экспортеры кофе в рамках борьбы с глобализацией отказались от квот на поставки этого продукта, на рынке произошло затоваривание. Цены падают. Сегодня цены на кофейное зерно - самые низкие за 100 лет.
   Каждый год объем мирового рынка кофе в денежном выражении сокращается на 10%. Сейчас производители обсуждают вопрос введения системы квот, подобной квотам на экспорт нефти. Если это произойдет, то ближайшие годы миллионам любителей ароматного напитка придется платить за свои привычки дороже.