08.10.2004  Производители мороженого готовятся к поглощениям

   Российский рынок замороженных продуктов стоит на пороге масштабной консолидации. Один из крупнейших игроков этого рынка — петербургская “Талосто” ведет переговоры о приобретении нескольких региональных предприятий отрасли. Участники рынка ждут, что более $100 млн потратит на приобретение новых активов столичная группа “Рамзай”. А владельцы московского комбината “Айс-Фили” могут принять решение о покупке новых предприятий, чтобы повысить капитализацию комбината перед продажей.
   Компания “Талосто” основана в 1992 г. несколькими предпринимателями как дистрибьютор мороженого, в 1995 г. запустила собственное производство. Сейчас кроме мороженого компания выпускает пельмени, замороженные котлеты, блинчики и тесто. Оборот в 2003 г. составил около $100 млн, из них на продажи замороженных продуктов пришлось около $36,2 млн, остальное – доход от сопутствующих бизнесов (“Талосто” занимается также перевозками и сельским хозяйством).
   По данным исследовательской компании GfK Russia, лидерами по продажам мороженого в России являются компании “Инмарко” (Новосибирск), “Талосто” и “Санкт-Айс” Санкт-Петербург), “Иней” (Ставрополь), Белгородский хладокомбинат, “Сам-По и Ко” (Самара) и “Русский холод” (Барнаул). В компании “АльтерВест” российский рынок мороженого оценивают в $650 млн (в оптовых ценах) и в $1,2 млрд в розничных.
   Как сообщила PR-менеджер “Талосто” Ирина Сергун, в настоящее время компания ведет переговоры о покупке нескольких компаний в Центральном, Сибирском и Уральском регионах. Переговоры, по ее словам, завершатся к концу 2004 г. Эти приобретения входят в план стратегического развития “Талосто”, по которому к 2007 г. компания намерена занять до 30% объема российского рынка мороженого в денежном выражении, около 26% рынка теста и около 7% рынка замороженных полуфабрикатов.
   Тем временем увеличить свою долю на рынке до 20% путем приобретения конкурентов намерена московская группа “Рамзай”. По словам ее представителя Олега Коваленко, группа планирует купить “несколько региональных лидеров”. Сумму предполагаемых инвестиций и компании, которые “Рамзай” планирует приобрести, в группе не раскрывают. “Проблем с предложением на рынке не будет, потому что после летнего падения продаж [происшедшего из-за холодов] зимой разорится очень много производителей мороженого”, — полагает Коваленко.
   “Инмарко” (Новосибирск) участники рынка также называют в числе компаний, готовых к масштабной скупке активов в области производства мороженого, но гендиректор компании Дмитрий Докин, по его словам, уже отказался от агрессивной экспансии. Руководство “Инмарко” поняло, что вместо увеличения доли рынка может “столкнуться с кучей проблем, начиная от ухода дистрибьюторов до морально устаревшего оборудования”, говорит Докин и добавляет, что, по его мнению, покупка производителя не означает автоматического приобретения его доли рынка.
   Еще одним покупателем предприятий отрасли могут стать нынешние владельцы московской компании “Айс-Фили” — Русский генеральный банк (РГБ) и ФК “УралСиб”. “У собственников "Айс-Фили" денег намного больше, чем у кого-либо из мороженщиков”, — напоминает Докин.