05.10.2004 С 1 ноября документооборот на рынке недвижимости может быть парализован С 1 ноября 2004 года радикально изменится процедура оформления документов на рынке недвижимости. Для регистрации сделок обмером квартир займутся не отделения «Ростехинвентаризации» (более привычные как БТИ - бюро технической инвентаризации), а коммерческие предприятия. Что изменится от этого для потребителей, сократятся ли очереди и снизятся ли цены на услуги «обмерщиков» - разбирались участники конференции «Развитие системы техучета и техинвентаризации в России». Перестройка действующей многие десятки лет системы ведения инвентаризации затеяна ради составления новой системы учета - единого кадастра недвижимости, объединяющего жилой фонд, промышленные строения, земельные участки, леса, поля. Государству это нужно для того, чтобы обмерить и зарегистрировать всю российскую недвижимость с перспективой введения специального налога на недвижимость. Такая задача была поставлена еще несколько лет назад. Однако тогда же возникла проблема: оказалось, что в отсутствие единых правил инвентаризацию, оценку и учет недвижимости муниципальные БТИ зачастую ведут настолько небрежно, что на картах городов могут «пропадать» целые дома. А учет недвижимости (ведение градостроительного, земельного кадастров, реестров промышленных объектов) вообще распылен между разными ведомствами. Поэтому и было решено разделить инвентаризацию недвижимости (обмер) и ее учет, оставив инвентаризацию на местах, а учет и оценку переведя в федеральное ведомство - Агентство кадастра объектов недвижимости («Роснедвижимость»). В «Роснедвижимость» должны быть переданы и все архивы БТИ. Одновременно с передачей архивов для повышения качества технического обмера строений и земли была задумана и санация структур БТИ. С 1 ноября 2004 года инвентаризацией помещений смогут заниматься только предприятия, аккредитованные при «Роснедвижимости». При этом пока трудно оценить, принесет передел ведомственных функций владельцам квартир, дач и земельных участков больше пользы или неудобств. Государство получит налоги и знание того, сколько недвижимости есть в стране, коммерческая и промышленная недвижимость будет юридически легализована, а здания приписаны к земле, на которой стоят. Архивы приведут в порядок, а опись недвижимости будет вестись по единым правилам. С введением обязательной аккредитации для организаций технического учета заниматься инвентаризацией, по словам главы «Роснедвижимости» Михаила Мишустина, смогут только те, кто пройдет жесткий отбор на профпригодность. Причем аккредитация будет дана лишь тем, у кого есть техническая возможность подключиться к электронной системе единого кадастра, подчеркнул чиновник. Частные лица в свою очередь получат подтверждение своих прав собственности, когда недвижимость будет адекватно оценена и переписана, а земельные участки разграничены. Правда, интересный вопрос - сколько будет стоить получение документов на недвижимость по новым правилам - пока остается без ответа. Сегодня, чтобы недвижимость купить, продать, приватизировать, получить в наследство или оформить в залог, нужно не только отстоять очереди, но и заплатить за каждую справку БТИ по несколько сотен рублей. Новый порядок работы на рынке инвентаризационных услуг, как уверяет г-н Мишустин, изживет монополизм БТИ и цены станут более «социальными». Однако на практике в городе или районе скорее всего будет работать одно аккредитованное учреждение инвентаризации. Поэтому выбора техслужбы, которая в условиях конкуренции назначит скромные расценки за обмер квартиры, у рядовых граждан по-прежнему не будет. Пока ни одной аккредитованной организации техинвентаризации недвижимости в стране нет. Действующие же ныне организации с 1 ноября формально потеряют право выдавать гражданам справки о техническом состоянии квартиры, а значит, по таким справкам нельзя будет ни продать, ни купить, ни приватизировать квартиру. Между тем только в столице ежедневно 4 тыс. человек приходит за подобными документами. Чтобы документооборот на рынке недвижимости в одночасье не рухнул, к ноябрю готовятся некие переходные правила работы с документами. Времени осталось меньше месяца, и пока никто не может сказать, куда за какими бумагами и печатями нужно будет бежать для оформления квартир. |