04.10.2004  Государство просит «на чай»

   В Федеральной налоговой службе обсуждают, как взимать налог с чаевых, которые получают официанты. Для любителей посидеть в ресторане это может обернуться тем, что сначала придется дополнительно платить по счету, а потом, как водится, «благодарить» обслугу лично.
   По экспертным оценкам, месячный объем рынка чаевых только в одной Москве равен приблизительно 1,5 млн. долларов. Достоверных данных по всей России нет, однако большинство специалистов полагают, что речь идет о десятках миллионов «зеленых» в год. Никакими налогами наличность благодарных клиентов, оседающая в карманах разного ранга обслуживающего персонала, естественно, не облагается. Государство с таким положением дел мириться больше не хочет.
   Первая попытка отрегулировать неучтенный рынок чаевых была предпринята еще весной этого года тогдашним Министерством по налогам и сборам. Под контроль попали главным образом предприятия общественного питания как самые массовые сборщики чаевых.
   В своем письме от 12 апреля налоговики разъяснили, что деньги, которые сотрудники предприятий общепита получают сверх платы по счету, следует считать «доходом предприятия от реализации услуг». Исходя из этого МНС порекомендовало владельцем кафе и ресторанов пересчитать статьи доходов и включить в них чаевые, которые должны облагаться налогом на добавленную стоимость (НДС).
   В ответ большинство солидных рестораторов не стали особо вникать в бухгалтерию, сославшись на то, что в выписываемых их заведениями счетах уже есть строка service charges, или, говоря по-русски, плата за обслуживание. Многие из тех, у кого такой строки прежде не было, не желая конфликтовать с налоговиками, после их апрельской рекомендации эту графу ввели, уверовав, что таким образом налог с чаевых им зачтется.
   Однако далеко не весь наш общепит посчитал себя вправе брать за обслуживание в обязательном порядке. Оно и понятно: качество сервиса в иных заведениях таково, что скорее клиент может справедливо претендовать на доплату, а тут со всех чохом к счету – еще 10%?! Именно на предприятия общественного питания, в которых чаевые по старинке платятся черным налом, и намерены теперь обратить особое внимание налоговики.
   В скором времени пересчет налогов с чаевых будет вестись по принципиально новой схеме. Скорее всего, полагают специалисты, на вооружение будет взят опыт США и большинства государств Европы. В этих странах в основу расчета налогов на чаевые кладутся не налоговые декларации, а приблизительные оценки получаемых чаевых, которые зависят от категории заведения и престижности. Они же, в свою очередь, определяются качеством кухни и обслуживания и даже историческим прошлым кафе или ресторана. Исходя из этого, в Америке создана целая налоговая градация предприятий обслуживания, которая зависит от средней суммы получаемых чаевых: от 7,5 до 10, а в отдельных случаях и до 15%.
   Какую среднюю ставку чаевых введут для расчета налога предприятиям общепита в России, пока не известно. Однако в любом случае это обернется для ресторанов и их работников нешуточными потрясениями – в большинстве заведений то, что дается «на чай», составляет главную статью дохода обслуживающего персонала.