04.10.2004 SMS превращаются в эффективный инструмент бизнеса Еще несколько лет назад служба коротких сообщений (SMS) рассматривалась операторами сотовой связи как вспомогательный сервис к основной голосовой услуге. SMS стала невероятно популярным инструментом общения. В мире количество пересылаемых SMS-сообщений ежегодно растет в десятки раз. Если еще два года назад SMS-трафик по всему миру не превышал 1 млрд сообщений в месяц, то сегодня их количество приблизилось к 20 млрд. В России SMS-трафик пока не учитывается, но рост отечественного рынка тоже впечатляет. Только на простой пересылке стандартных SMS-сообщений российские сотовые операторы заработают в этом году около 420 млн долларов (рост более чем в два раза по сравнению с прошлым годом). А есть еще множество дополнительных SMS-услуг (мобильная музыка, картинки, информация и др.). В целом, по прогнозам J'son & Partners, в 2004 году объем рынка дополнительных SMS-услуг для мобильных телефонов вырастет в 2,8 раза - до 270 млн долларов, при этом услуги на основе SMS займут 56% рынка. Однако прямая функция SMS (обмен стандартными сообщениями) остается для абонентов главной и становится все популярнее. В мире количество ежедневно отправляемых SMS постепенно приближается к числу телефонных разговоров. На пике популярности SMS стали еще и важнейшим каналом передачи дополнительных услуг, которые прежде не имели отношения к телефонии. Здесь лидирует (как в мире, так и в России) сервис "скачивания" мелодий (рингтонов) для мобильных телефонов. Бум на SMS породил настоящий бум на мобильную музыку. По данным компании The Arc Group, мировые продажи рингтонов выросли в 2003 году на 40% - до 3,5 млрд долларов. По данным Mobile Research Group, в России в прошлом году на мелодии для сотовых телефонов потрачено около 7 млн долларов. В этом году цифры будут существенно выше, поскольку рынок растет на 70-80% в год. На мобильной музыке уже зарабатывают и музыкальные каналы, и операторы, и провайдеры услуг, и музыканты. Число развлекательных услуг, получаемых с помощью SMS, безгранично. Это и популярный сервис "скачивания" логотипов, и услуги, ориентированные на общение (знакомства, чаты, включая телевизионные и т.д.), интерактивная связь (телевикторины, телеголосование), различные инфомобильные услуги (информация по запросу), игры для мобильных телефонов. Очевидно, такой удобный канал передачи информации, как SMS, не могли обойти стороной и маркетологи. По всем прогнозам, пройдет еще немного времени - и произойдет взрыв SMS-маркетинга. В этом году объем европейского рынка SMS-рекламы достигнет отметки в 2,3 млрд долларов. В России этот рынок пока не развит, что во многом связано с осторожной политикой сотовых операторов. С одной стороны, гарантированная аудитория - десятки миллионов человек, до которых SMS-реклама обязательно дойдет. С другой стороны, абоненты могут расценить ее как спам. Между тем опыт создания рекламных рассылок есть - Северо-Западный филиал компании "МегаФон" пару лет назад стала заниматься такими рассылками совместно с компанией "СПИК" и несколькими рекламными агентствами. Чтобы получать рекламное сообщение, абонент должен был подписаться на услугу, при этом ему начислялся определенный бонус. |