04.10.2004 Россию ждет бум франчайзинга Консалтинговая группа «Магазин готового бизнеса» (МГБ) объявила об открытии двух новых франчайзинговых проектов в сфере общественного питания. Она выступает в качестве эксклюзивного продавца франшиз на сети кафе-мороженых «Миа Дольче Джулия» и пиццерий «Пицца Соле Мио». Их собственником является ЗАО «Пицца Соле Мио». Основную ставку МГБ делает на кафе-мороженые, считая, что этот сегмент ни в Москве, ни в России практически не заполнен. Уже к концу следующего года компания намерена увеличить число кафе до 25, причем их совокупный оборот составит не меньше 15 млн долл. Эксперты уверены: столь активное продвижение франчайзинговых программ связано с возможностью быстрого развития сетевого бизнеса и в меньшей степени – с востребованностью подобного формата на рынке. Как рассказали в «Магазине готового бизнеса», особенностью новой франчайзинговой программы будет выбор из трех видов франшиз – торговой, производственной и смешанной. В зависимости от выбора вхождение в сеть «Миа Дольче Джулия» обойдется франчайзи в сумму от 17 тысяч до 135 тысяч долларов. Разница франшиз, как видно из названия, заключается в том, какой цикл они включают. Так, самая недорогая – торговая – предполагает только продажу готовой продукции, смешанная – помимо торговли еще и производство из поставляемой продукции, а комплексная – весь цикл производства. При этом последнюю могут приобрести региональные франчайзи, а остальные – столичные и из тех регионов, где уже действуют другие франчайзи, работающие с полным производством. В МГБ говорят, что открытие этой программы – их собственная инициатива. На сегодняшний момент оба торговых предприятия имеют сравнительно небольшое количество торговых точек: в частности, в «Миа Дольче Джулия» входит восемь торговых точек, работающих в Москве, а их годовой оборот составляет порядка 4 млн долл. В сеть пиццерий «Пицца Соле Мио» входит три ресторана. Все они расположены в торговых центрах. Основным конкурентом сети кафе-мороженых в МГБ считают сеть кафе «Баскин-Роббинс», которая развивает франчайзинговую программу с 1992 года и сегодня насчитывает около 100 точек. Однако новый игрок собирается привлекать потенциальных партнеров за счет льготных условий сотрудничества – поставок оборудования, ингредиентов для производства – и ставки на свежесть продукта. В МГБ утверждают, что ведут по поводу кафе-мороженых переговоры с 80 потенциальными франчайзи. Однако участники рынка общественного питания пока довольно сдержанно комментируют появление такого проекта. «Кафе-мороженое – это простая в реализации и недорогая концепция. Будут ли они пользоваться спросом у конечных потребителей? Думаю, этого не знает никто, в том числе и продавец франшизы», – сказала эксперт компании BBPG Мария Тимирбаева. Сходного мнения придерживаются и в «Ростик групп» (компания сегодня продает несколько франшиз, в том числе на кофейню и на пиццерию). «Я не думаю, что приобретение франшизы на кафе-мороженое – самое удачное вложение денег, – сказала менеджер по франчайзингу компании Юлия Шапакова. – А вот пиццерии будут более успешны, о чем свидетельствует развитие «Сбарро»: такие рестораны популярны и требуют не слишком больших вложений». Также у представителя «Ростик Групп» вызывает сомнение столь ранний старт франчайзинговой программы: по мнению г-жи Шапаковой, ее стоило начинать, имея большее число торговых точек. Впрочем, примечательным кажется не столько развитие довольно узкого сегмента рынка питания, сколько активность, которую проявляют компании, развертывая франчайзинговые сети. «Франчайзинг – лучший способ развивать свой бизнес, – считает Мария Тимирбаева. – Практически все транснациональные сетевые бренды развиваются по этому пути. В России он недостаточно отработан по ряду причин, но сегодня люди хотят покупать готовый бизнес, например, франшизу на предприятия питания. Спрос велик, а предложение пока ограничено, поскольку подобные программы очень рискованны для продавца франшизы, и далеко не все крупные игроки их используют». Действительно, собственные франчайзинговые программы сейчас продают «Елки-Палки», «Сбарро» и «Ростик Групп» (на рестораны «Ростикс», «Эль Патио» и кофейни «Мока Лока»). Но продажи они начали сравнительно недавно и не торопятся развивать большую активность на этом направлении. Тем не менее некоторые специалисты уверены, что на рынке общественного питания ожидается самый настоящий франчайзинговый всплеск. Возможно, появление игрока, который торгует франшизами в небольшом сегменте, – первый его признак. |