04.10.2004  Почти половина спиртного производится в России нелегально

   За восемь месяцев этого года розничная продажа алкоголя выросла почти на 7%. Но на состоянии федеральной казны это почти не отразилось: налогов с реализации спиртного собрано гораздо меньше, чем ожидалось. В то же время стремительными темпами растут доходы подпольных водочных королей, на полках магазинов все чаще появляются суррогатные напитки, а невнятная политика государства на алкогольном рынке только подстегивает эти процессы.
   По логике, увеличение продаж спиртного приносит дополнительный доход не только его производителям, но и бюджету страны. Для того налоговики и поднимают постоянно ставку акциза. Последнее повышение на 18,6% состоялось 1 января этого года, и теперь производители крепких напитков платят в казну 62 руб. с каждого литра.
   Налоговые органы надеялись получить от отрасли приличный куш, однако их ожидания не оправдались. По итогам 8 месяцев этого года от спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции государственная казна пополнилась на 42,5 млрд. руб. Это лишь на 10% больше суммы сборов за аналогичный период прошлого года. Размер повышения ставки акциза и вырученный доход оказались несопоставимы. Для сравнения: в 2002 году бюджет собрал 54 млрд. руб. «пьяных» денег.
   Сокращение налоговых поступлений от алкогольного бизнеса на фоне его процветания говорит, по мнению специалистов, об одном: доля теневого производства в отрасли вновь резко увеличивается. Как сообщил «Новым Известиям» председатель правления Национальной алкогольной ассоциации Павел Шапкин, с начала этого года теневой оборот вырос с 30 до 40%, а по некоторым оценкам, и того больше.
   Безусловно, за то, что спиртовые короли боятся белого света, отчасти несут ответственность сами налоговики, которые резко повышают акциз. Как пояснил консультант Центра фискальной политики Владимир Редькин, акциз индексируется раз в год, и зачастую ожидания производителей не совпадают с реальным повышением.
   В результате у них появляется выбор: либо закрывать предприятие, поскольку из-за высокого акциза оно рискует работать в убыток, либо уходить в тень. На втором варианте и останавливается большинство компаний, которые ищут и находят новые лазейки, чтобы уклониться от уплаты налогов.
   Наиболее распространены две схемы «минимизации». Первая именуются «коньячной». Она предполагает покупку спирта с якобы засчитанным акцизом, чего на деле сплошь и рядом не происходит. Вторая – тривиальная пересортица: производители под видом вина продают более крепкие напитки, пользуясь тем, что акциз на них ниже, чем на слабоалкогольные. «Занизить градус» можно и простым разбавлением крепкого некачественного спиртного. Такая практика тоже имеет немало горячих приверженцев.
   В то же время эксперты, по сути, поддерживают ужесточение акцизного пресса. «Акциз – это социально направленный налог для тех, кто ведет нескромный образ жизни. Это своего рода налог на предметы роскоши, поэтому его нельзя понижать», – пояснил Владимир Редькин. Но, по его мнению, нельзя резко повышать акцизы: «Лучше меньше, но чаще».
   Впрочем, в нынешних условиях даже безграничное милосердие налоговиков не сможет рассеять алкогольную тень. Дело в том, что большинство из компаний, которые уже наловчились уходить от акциза, не забудут об этих навыках даже при самых низких его ставках. Поэтому эксперты считают, что для решения этой проблемы необходимо прежде всего регулирование деятельности самого алкогольного рынка. «Только за счет наведения здесь порядка можно увеличить поступления акцизов в бюджет на 40%», – заявил председатель правления Национальной алкогольной ассоциации Павел Шапкин.
   Под «наведением порядка» подразумевается в первую очередь усиление контроля за предприятиями, производящими алкогольную продукцию, в том числе и со стороны налоговых органов. Но, похоже, по-настоящему контролировать эту сферу никто не торопится. Во всяком случае все многочисленные попытки государства изменить правила игры на этом поле неизменно заканчивались неудачей. Чиновники объясняют это тем, что на формирование соответствующей инфраструктуры требуются значительные затраты, но государство к ним не готово. В свою очередь независимые эксперты и даже производители видят первопричину в другом.
   «Будь у чиновников желание, можно было бы и акцизов собирать неизмеримо больше, и «левые» заводы прикрыть. Но они этого не хотят, так как их личные интересы превышают все прочие. Получается, что государство в этой конструкции – лишнее», – заявил на условиях анонимности представитель крупного ликероводочного комбината.
   Ситуация осложняется еще и тем, что в России, по сути, отсутствует федеральный алкогольный рынок, у нас их несколько десятков. Регулирование этих рынков и сборов акцизов находится в ведении местных властей. Многие регионы, пытаясь защитить собственного производителя, вводят барьеры на «чужое» спиртное, нередко превосходящее «родную» продукцию по качеству. Зачастую это приводит к тому, что местные заводы не способны удовлетворить спрос своего региона в спиртном. В итоге здесь появляется низкокачественная продукция теневых производителей. Круг замкнулся…