01.10.2004 Москва: ограничение торговли в метро не повлияет на развитие рынка 1 октября вступило в силу постановление правительства Москвы "Об упорядочении использования территории метрополитена и 25-метровой зоны наземных вестибюлей станций и сооружений метрополитена", подписанное мэром столицы Юрием Лужковым. Согласно этому документу, запрещается осуществлять торговлю лекарственными средствами на территории метрополитена. В «черный список» попали 120 стационарных аптечных киосков, работающих на 170 станциях столичной «подземки». При этом большинство аптечных киосков имеет лицензию на торговлю до конца текущего года. Сложившуюся ситуацию комментируют эксперты фармацевтического рынка. Настасья Иванова, генеральный директор «Национальной Дистрибьюторской Компании»: «Хотя общий оборот аптечных пунктов в метро был достаточно внушительным, вряд ли это событие сильно скажется на рынке в целом. Продажи медикаментов равномерно распределятся по аптекам и аптечным пунктам Москвы. Поэтому говорить о том, что кто-то серьезно выиграет от запрета торговли лекарствами в метро, я бы не стала. Однако, возможны небольшие колебания в сторону незначительного уменьшения продаж лекарственных препаратов – если раньше покупатель, проходя мимо аптечного пункта в метро, совершал так называемые «ситуационные приобретения», то с 1 октября их попросту не будет». Григорий Брауде, руководитель экспериментального отдела компании «СИА Интернейшнл»: «Едва ли закрытие киосков в метро сильно отразится на потребителях. Зато аптечный рынок станет более цивилизованным. Подземный переход или вестибюль станции метро, вообще говоря, не место для торговли лекарствами. Совсем не очевидно, что в этих учреждениях свято соблюдаются санитарные нормы и условия хранения препаратов. Да и возможности для обеспечения этих требований и условий там нет. Также не очевидно, что с закрытием «метрошных» аптечных киосков, они начнут стремительно открываться на выходах из подземки, вытесняя цветочные палатки. Тем более, что уже существуют и вновь открываются аптечные учреждения в более приспособленных помещениях, расположенных и близко к метро, и в спальных районах, и в торговых центрах, т. е. во всех «интересных» с коммерческой точки зрения местах города». Мария Денисова, исполнительный директор аналитической компании RMBC (ГК «Ремедиум»): «Данный факт отражает объективный процесс повышения требований к розничным точкам. В условиях торговли в «подземке» затруднено поддержание качества хранения лекарственных средств, ограничен ассортимент, осложнено привлечение квалифицированного персонала: все это ведет к снижению качества обслуживания населения и увеличению возможности продажи недоброкачественной продукции. По большому счету, основная причина ненадлежащего качества продаваемых лекарств и оказываемой фармацевтической/лекарственной помощи заключается в том, что в условиях метро возможна торговля исключительно в аптечных киосках. А подобные проблемы актуальны для любых аптечных предприятий, расположенных на площади менее 36 метров (за исключением, к примеру, киосков или пунктов в поликлиниках). Несоблюдение санитарных норм (отсутствие туалета и водоснабжения); отсутствие свободного доступа к фармацевту (отсутствие торгового зала, маленькое окошко и т.д.), - все это не позволяет оказать квалифицированную лекарственную помощь». |