01.10.2004  Москва: в МТПП органы госконтроля и предприниматели обсудили проблемы взаимодействия

   Проблема взаимодействия предпринимателей и контролирующих госорганов рассматривалась на заседании круглого стола «Деятельность правоохранительных и контролирующих органов в сфере потребительского рынка и услуг, права и обязанности его участников», который состоялся в среду в МТПП.
   Как заметил в своем выступлении президент МТПП Леонид Говоров, большинство предпринимателей - членов палаты работают на потребительском рынке города. «С одной стороны, у предпринимателей есть масса вопросов и к администрации города, и к правоохранительным органам. С другой стороны, к участникам рынка со стороны государства тоже есть масса вопросов», - сказал Л.Говоров. По его словам, предприниматели не всегда ответственно относятся к своей работе на рынке, поэтому все эти вопросы нужно обсуждать.
   Замначальника управления Департамента потребительского рынка и услуг г.Москвы Татьяна Пробченкова рассказала о том, что плановые проверки объектов потребительского рынка проводятся только комплексно, с привлечением федеральных контролирующих органов. В результате проверок выявились интересные статистические данные. «При общем сокращении количества проверок предприятий потребительского рынка количество правонарушений не уменьшается, - сказала она. - Это касается случаев реализации контрафактной продукции, несанкционированной торговли, нарушений правил торговли». Чаще всего нарушаются правила торговли при реализации товаров без сопроводительных документов. Если работа по защите прав предпринимателей находит яркое подтверждение, заметила Т.Пробченкова, то защита прав потребителей отодвинулась на второй план.
   По словам руководителя управления Мосгосторгинспекции Лидии Куракиной, сегодня на потребительский рынке города половина предпринимателей - добросовестные и законопослушные, «которые хотят работать правильно и грамотно». Остальные 50% - предприниматели-временщики, «которые пришли (на рынок) заработать в Москве деньги и уехать, а жители города остаются с некачественным товаром». По мнению Л.Куракиной, реальной силой, которая может помочь, в том числе и контролирующим органам, разобраться с качеством продукции, являются крупные предприятия сетевой торговли. Сеть имеет ряд предприятий, сказала она, если даже 20 из них откажутся от некачественной продукции, то поставщики не смогут ее продать на московском рынке.
   Мосгосторгинспекция – единственная организация, которая в досудебном порядке рассматривает претензии потребителей, и реально помогает разобраться с недобросовестными производителями, считает Л.Куракина. При проведении проверок инспекцией ставится цель не только проверить и оштрафовать предприятие, но и разъяснить нормы законодательства, которые регулируют потребительский рынок с целью предупреждения дальнейших нарушений. «Мы с предпринимателями находим общие точки соприкосновения и правильное понимание проблемы. В конечном итоге мы все - потребители», - сказала Л.Куракина в заключение.
   Председатель комиссии по развитию инфраструктуры сетевой торговли и услуг при мэре и правительстве Москвы Александр Ульянов, в свою очередь, пожаловался на отсутствие квалифицированного персонала, текучку кадров, и случаи, когда «недопропорядочные работники целыми группами кочуют из одной сети в другую». "Сейчас нас не волнуют проверки (правоохранительных и контролирующих органов), - сказал он. - Важнее решить вопрос подбора персонала, так как нет никаких правовых основ для того, чтобы неквалифицированных работников не принимать на работу".
   Комментируя эту тему, Л.Говоров посоветовал регулировать деятельность предпринимательского сообщества при помощи кодекса профессиональной этики, который уже приняли многие гильдии МТПП. «В каждой отрасли есть своя специфика, но кодекс - действенный инструмент регулирования отношений на рынке. Он определяет правила корпоративного поведения и будет мешать попаданию на рынок фирм-однодневок и непорядочных предпринимателей», - сказал он.
   Заместитель руководителя Холдинга «Альтернатива-М» Михаил Титков рассказал о практической деятельности его организации по «искоренению контрафакта на рынках Москвы и в других регионах России». Он предложил МТПП провести просветительскую работу среди членов палаты, чтобы они также приняли участие в борьбе с некачественной и контрафактной продукцией. Например, узнали о действенных мерах по защите собственных товарных знаков, научились правильно оформлять документы в ГТК и др. По мнению М.Титкова, наиболее эффективным методом противодействия распространению контрафактной продукции является работа по снижению коммерческой привлекательности контрафактной продукции в розничной торговле. «Исследовательская группа нашей организации собирает и анализирует информацию о товарах на потребительском рынке, помогает правоохранительным органам в подготовке и проведении различных рейдов по задержанию контрафактной продукции. Юридическая служба помогает довести дело до суда», - подчеркнул М.Титков.
   В итоге заседания участниками круглого стола был принят меморандум, в котором, в частности, предлагается «выработать своеобразный свод правил взаимоотношений между тремя субъектами: контролирующий орган – предприниматель - МТПП».