30.09.2004  Страховщики предлагают сделать страхование от террора обязательным

   Участники так называемого антитеррористического страхового пула собрались в среду на совещание и устроили полемику. Представители страховых компаний пытались решить, как наиболее эффективно защитить россиян от рисков террористических актов. Большинство членов пула пришли к выводу, что самый лучший способ - ввести обязательное страхование. Однако возник вопрос - кто будет платить?
   С одним обязательным видом страхования россияне уже познакомились. Введение страхования автогражданской ответственности вызывало много споров, однако социальная суть этого закона мало кем подвергалась критике. Виновный должен заплатить пострадавшему, и "обязаловка" может это обеспечить. Однако в случае со страхованием от террористических актов возникает серьезная неувязка, а точнее вопрос: кто виноват? Конечно, террористы, скажете вы и будете правы. Но террористы свою ответственность перед потерпевшими не страхуют, и заставить их заплатить не представляется возможным. Значит, это должен сделать кто-то другой.
   В настоящий момент платит государство. 100 000 рублей - за погибшего, 50 000 рублей - тяжело раненным, 20 000 рублей - другим пострадавшим. Глава Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Александр Коваль, выступавший на заседании Антитеррористического пула, вполне справедливо заметил: "Конечно, суммы возмещения, гарантированные государством, очень маленькие. Даже при введении ОСАГО сумма возмещения ущерба жизни и здоровью - до 160 000 рублей. Тоже небольшая сумма, и мы считаем, что и ее надо увеличить. Для этого нужно придумать какие-либо негосударственные механизмы".
   Впрочем, страховщики уже этот механизм в самом общем виде придумали. Нужно ввести обязательное страхование террористических рисков, считают они. В какой форме это сделать - пока вопрос дискуссионный. То ли готовить отдельный закон об обязательном страховании, то ли вносить поправки в существующие законы или законопроекты, такие, как Воздушный кодекс. "Провести через Думу отдельный закон будет очень сложно, - считает президент ВСС. - Лучше делать предложения по отдельным направлениям. Например, обязать страховать ответственность устроителей культурно-массовых мероприятий, предприятий транспорта и т. д. Чтобы при получении лицензии на осуществление деятельности они предъявляли полис страхования". С ним не согласился вице-президент НСК "Рекон" Виктор Румянцев. Он полагает, что "отдельный закон - это сложный, но самый эффективный способ решить проблему".
   Однако вопрос формы не самый главный. Получить внятный ответ на вопрос, почему какие-то предприятия должны нести материальную ответственность за террористические акты, от Александра Коваля и других представителей страхового сообщества не удалось. Начальник отдела финансовых рисков СК "Прогресс-Гарант" Павел Кругляков заговорил о необходимости государственной поддержки, но в каком виде она должна предоставляться, не уточнил. Александр Коваль тоже назвал этот вопрос дискуссионным.
   Непонятно лишь, в чем эта "дискуссионность". Нельзя заставить платить компанию или человека за чужие грехи. Делать это должно государство, которому мы платим налоги и которое должно гарантировать нашу безопасность. Кто-то скажет, что у него нет денег. Мол, были бы - и платили бы больше. Но если нет денег, значит, надо использовать другие механизмы. Один из них мельком озвучил президент ВСС: "Например, можно предоставлять компаниям, страхующим террористические риски, налоговые льготы". Однако развивать эту тему Александр Коваль в беседе с журналистами не стал. Видимо, вспомнил, что власти в настоящий момент весьма категорично выступают против всяких льгот.
    Справка
   За три года своего существования Российский антитеррористический страховой пул заключил порядка 500 договоров страхования, общая сумма покрытия по которым составила примерно 60 млрд. рублей. При этом примерно 220 договоров были заключены в этом году (покрытие - 33 млрд. рублей). Как пояснил начальник отдела финансовых рисков СК "Прогресс-Гарант" Павел Кругляков, подавляющее большинство договоров приходится на страхование имущества юридических лиц от террористических рисков.