29.09.2004 Для реформирования системы стандартизации в России необходимо изменить 100 законов и около 300 постановлений правительства Во вторник, 28 сентября, состоялось заседание Координационного совета руководителей объединений промышленников и предпринимателей (работодателей) Центрального федерального округа РФ, возглавляемого председателем Московской конфедерации промышленников и предпринимателей (МКПП) Еленой Паниной. В ходе работы заседания, в частности, был рассмотрен вопрос о применении некоторых положений Закона «О техническом регулировании». Закон был принят в 2002 году и вступил в силу 1 июля 2003 года. Он касается требований к продукции, производству, испытаниям, оценки соответствия (сертификации), аккредитации, госнадзора. Необходимость реформы системы стандартизации, которая проводится посредством закона, была вызвана тем, что изменилась экономика страны: в ее основе лежит рыночная конкуренция, различные формы собственности. Прежние стандарты не удовлетворяют условиям современной экономики, они морально устарели, в них много лишних требований. Кроме того, сближение России с рынком ЕС требует существенного пересмотра основ технического регулирования. Закон устанавливает порядок разработки, принятия, применения и исполнения обязательных государственных требований к продукции, процессам ее производства, хранения, перевозки и проч. Благодаря подобной реформе системы стандартизации должно произойти снижение административного и экономического давления стандартов, устранение технических барьеров в торговле. Как сообщил научный руководитель Академии стандартизации, метрологии и сертификации Борис Мигачев, российские предприятия долгое время выпускали продукцию в соответствии c нормативно-техническими документами, опираясь на прописанные там стандарты и технические условия. В настоящее время системы стандартизации в России нет, нужно создавать новую систему нормативно-технической документации. Она делится на две части: обязательную (технические регламенты) и стандарты двух типов (национальные и стандарты организаций). Сейчас, как сообщил Б.Мигачев, не разработано еще ни одного технического регламента, нет ни стандартов отраслевых, ни стандартов предприятий. Б.Мигачев отметил также, что в современных условиях изменилась функция государственного надзора, который существует только на рынке, то есть на стадии обращения продукции. По словам Б.Мигачева, в настоящее время, так как нет технических регламентов, для изготовления продукции действует следующее правило: если на нее нет технического регламента, то действуют национальные стандарты. Если технический регламент появляется, становится лишним стандарт. Также, заметил Б.Мигачев, необходимо решить проблему приведения национальных стандартов в соответствие с международным, что связано со выходом предприятий РФ на европейский рынок. Для реформирования системы стандартизации, отметил Б.Мигачев, необходимо создать общую нормативную базу, для чего нужно реформировать 100 законов и около 300 постановлений правительства. Как сообщила Е.Панина, Академия стандартизации, метрологии и сертификации организует обучение в форме семинаров для промышленников и предпринимателей, посвященное проблемам толкования положений Закона «О техническом регулировании». |