28.09.2004  Почему в России не любят производственную гимнастику

   Во многих американских корпорациях занятия фитнесом включены в рабочее расписание. Это означает, что каждый сотрудник может отложить в сторону отчет и повысить производительность труда в позе лотоса или в тренажерном зале. Такая практика существует в Jonson & Jonson, Xerox, General Motors. Российские работодатели считают это слишком далекой перспективой.
   В Johnson & Johnson подсчитали, что за первый год ее участия в программе Fitness/life-style на 13% сократилось количество дней нетрудоспособности. Компания General Motors обнаружила, что теряет из-за больничных, которые берут сотрудники, $3,3 млрд в год.
   Ученые пошли дальше и подсчитали, что занятия спортом позволяют на 30% повысить производительность труда. В России над подобными исследованиями пока только посмеиваются. “Все отечественные достижения в этой области остались, увы, в прошлом, — говорит специалист Всероссийского научно-исследовательского института физической культуры и спорта Ольга Тиунова. — Мы готовы помочь компаниям разработками и специалистами, но с такими предложениями к нам не обращаются”.
   Действительно, отечественные работодатели несколько скептически относятся к подобной практике. Например, в московском офисе компании Xerox не спешат перенять опыт головной организации. “Мне кажется, задача работодателя — хорошо мотивировать человека на работу, а уж как он поддерживает внутреннее состояние — это личное дело каждого человека, — говорит глава представительства Xerox Europe Игорь Симонов. — Если кому-то нравится в перерывах стихи читать, то я не смогу ему предоставить библиотеку”.
   Президент Magram Market Reserch Марина Малыхина считает, что наша аудитория сама еще не готова к такому отношению, а если дело касается работников старшего возраста, среди которых не так моден здоровый образ жизни, то заставить их заниматься “производственной гимнастикой” практически невозможно.
   Впрочем, как считают психологи, слово “заставлять” вряд ли здесь уместно. “Именно это было ошибкой в советские времена, — считает психолог Анастасия Бутова. — Как и любая "обязаловка", такие занятия воспринимались у нас отрицательно. А для того, чтобы иметь желаемый эффект и давать возможность отдыхать, такие занятия должны быть минимально формализованы и не должны ассоциироваться с рабочим процессом”.
   Правильно организовать процесс — одна из главных проблем совмещения физкультуры и работы. Когда несколько лет назад президент Путин предложил возродить производственную гимнастику, чиновники всех мастей наперебой стали поддерживать инициативу. Реально внедрили ее лишь немногие. Бывший глава администрации Багратионовского района Калининградской области Олег Шлык довел идею до логического завершения и заставил делать гимнастику собственных подчиненных. Но после того как на место Шлыка пришел другой человек, инициатива завяла.
   Тем не менее в России не оставляют попытки взять на вооружение этот инструмент. В начале года производственная гимнастика была введена в распорядок трудового дня Магнитогорской обувной фабрики. Комплекс упражнений специально разработан с учетом индивидуальных условий труда рабочих и помогает в профилактике многих профессиональных заболеваний. Для проведения гимнастики отделом персонала фабрики была подготовлена группа физоргов. Положительное воздействие гимнастики на самочувствие персонала даже не ставят под сомнение, но считают, что об итогах эксперимента говорить пока рано.
   Справедливости ради стоит сказать, что некоторые компании уже собираются обзавестись собственными тренажерными залами, в которых персонал может поправить здоровье. А по словам руководителя отдела корпоративных продаж компании World Class, директора World Class Fitness Consulting Дмитрия Коробейкина, в ближайшее время в России появятся два первых корпоративных фитнес-клуба, доступных исключительно сотрудникам и их семьям. Оттуда и до производственной гимнастики недалеко.