24.09.2004 АКПП: малый бизнес для подбора персонала не пользуется услугами кадровых агенств В пятницу в Российской Академии Государственной службы при Президенте РФ проходит конференция «Поиск и подбор персонала – инструмент эффективной интеграции России в мировую экономическую систему» (24-25 сентября). Конференцию проводит Ассоциация менеджеров России(АМР) и Ассоциация Консультантов по Подбору Персонала(АКПП). Как заметил в своем выступлении исполнительный директор АМР Сергей Литовченко, конференция имеет очень большое значение, потому что решение вопроса подготовки персонала в условиях развития экономики страны важный, но непростой момент. «Вопросы подбора персонала на первый взгляд кажутся приземленными. На самом деле создание системы постоянной мобильности социума, его способности решать новые задачи, двигаться вперед очень важна", - подчеркнул он. По мнению С.Литовченко, роль руководителя компании (организации, предприятия) в этом процессе, в первую очередь, «создавать смысл жизни для своих сотрудников». «Руководитель должен это делать ежедневно, независимо от отрасли, в которой он работает, независимо от предмета приложения своих талантов», - подчеркнул он. Поэтому подбор персонала для работы в компании не менее важен, чем выбор специалистов которые занимаются кадровыми вопросами и помогают создавать управленческую инфраструктуру, заметил С.Литовченко. С докладом «Профессиональный поиск и подбор персонала – профессия ХХI века» выступил президент АКПП М.Богданов. Он рассказал о том, что в ассоциацию входят свыше 90 агентств по всей стране. «Позиционируем мы себя как коллективные члены рекрутингового рынка, который объединяет наиболее профессиональных и общественно активных участников», - сказал он. По словам М.Богданова, становлению и бурному развитию индустрии поиска и подбора персонала в середине прошлого века способствовали такие факторы, как повышение роли человеческих ресурсов и развитие экономики, необходимость обеспечения конкурентоспособности каждого отдельного предприятия, новые технологии производства, которые потребовали привлечения немногочисленных высококвалифицированных специалистов (а не многочисленных неквалифицированных, как раньше). Значительно возросла роль ключевых сотрудников, способных генерировать идеи, грамотно организовывать производство и управлять им, заметил М.Богданов. По сути образовалась прямая зависимость предприятия, отрасли, и целой страны, "которая развивается тем успешнее, чем выше там степень концентрации светлых умов". Наконец, элементарный экономический расчет показал, что обращение за периодически требующимися услугами к внешним рекрутерам обходится дешевле, чем содержание большого штата кадровиков старого образца. По словам президента АКПП, современный объем мирового рынка услуг в области поиска и подбора персонала рекрутингом исчисляется сотнями млрд. долларов, а области поиска топ-менеджеров - порядка 6 млрд. долларов. «Рекрутер является одной из самых востребованных и динамично развивающихся профессий 21 века», - подчеркнул он. Говоря о состоянии рекрутингового рынка в России, он заметил, что в компании по поиску и подбору персонала появились в начале 90-х годов. Поначалу потребителями и провайдерами западных (по своему происхождению) услуг были представительства инофирм, однако очень скоро их примеру последовали российские юрлица со 100% иностранным капиталом, российские дистрибьютеры по оптовым продажам, и наконец, частные предприятия сугубо отечественного происхождения, сказал он. По данным ассоциации, на 2004 год сейчас в России действуют до 1 тысячи агентств, которые занимаются кадровым консалтингом, из них, примерно, 350 работают в Москве, около 100 - в Санкт-Петербурге, по 35-40 агентств - в 10 крупнейших региональных центрах с населением от миллиона человек и по нескольку агентств (порядка 8) - еще в 20-25 городах страны. Из них иностранного происхождения не более 30 компаний. Объем рынка кадрового консалтинга на начало 2004 года оценивается примерно в 100-140 млн. долларов. 70% объема приходится на Москву, 10% - на Санкт-Петербург. Начиная с 2000 года динамика развития рынка (то есть рост его объема) в среднем составляет 20-25%. Исследования московского рынка свидетельствуют о том, что только за прошлый год доля корпоративных потребителей услуг внешних кадровых консультантов возросла на одну треть (с 15% до 22%), а среди крупных и средних структур (преимущественно частных компаний) эта доля превысила 50%. Положительная динамика, хотя и с определенным отставание от столиц, наблюдается по всей России, заметил М.Богданов. Услугами внешних кадровых консультантов пользуется, прежде всего, бизнес. В основном, российские крупные и средние предпринимательские структуры. «Полугосударственные, государственные и общественные организации пока не вовлечены в сферу наших услуг, - сказал он. – Я думаю, что идея практического сотрудничества рекрутеров с государством, с гражданским обществом давно созрела, можно надеяться, что она скоро воплотится в жизнь». На вопрос корреспондента «Альянс Медиа», почему представители малого бизнеса не пользуются услугами кадровых агентств, он ответил, что, действительно, «они не являются нашими клиентами». «Малый бизнес еще не созрел, у него нет средств, он не пользуется нашими услугами широко. ПБЮЛы и небольшие предприятия – это наш резерв, потенциал для развития, потому что из малого вырастает средний бизнес. Впрочем, заметил он, любое из наших кадровых агентств то же является малым бизнесом. «К нам обращаются иногда представители других направлений малого бизнеса в поиске специалистов общего профиля, например, по продажам. За специалистами высокого профиля, например, для работы на производстве, процент обращений очень небольшой», - сказал он в заключение. |