24.09.2004  Уральский федеральный округ: турбизнесу развиваться сложно

   Уральский рынок внутреннего и въездного туризма переживает относительный подъем. По оценкам екатеринбургских компаний, количество обслуженных ими внутренних и въездных туристов увеличилось в этом сезоне вдвое. Среди общефедеральных причин - устойчивый рост накоплений граждан и перенос центра тяжести из столиц и с юга в центральные регионы России, в том числе на Урал. Есть и причины сугубо региональные: активизация деловой активности за счет проведения брендовых выставок, организации конференций, форумов общероссийского и международного значения, открытие прямых рейсов из Екатеринбурга чешских и британских авиалиний.
   Однако говорить о формировании туристского потока пока нельзя. Удвоение числа обслуженных туристов - во многом результат того, что санатории, пансионаты и базы отдыха начали переходить от самостоятельной деятельности к сотрудничеству с турфирмами. Основные тормозы для развития внутреннего и въездного туризма - низкое качество инфраструктуры, отсутствие региональных брендов, декларативное отношение власти к проблемам развития туризма - типичны для всего региона.
   Из почти 200 туристических компаний Тюмени ни одна не специализируется на въездном туризме. Ситуация на рынке внутреннего туризма аналогична. Поднять внутренний и въездной туризм в Тюмени пытаются лишь отдельные компании. Они делают ставку на привлекательность маршрутов и создание "положительных" историй. Привлекательность повышают за счет включения в программу дополнительных объектов и разработки полноценных туров.
   Полноценного потока туристов на Среднем Урале нет. Попытки сотрудничать с московскими компаниями с целью привлечения туристов, прибывающих с экскурсионными, познавательными намерениями, результатов пока не дают. Однако местные туроператоры не оставляют попыток расшевелить рынок. Туристская активность сконцентрировалась в областном центре - Екатеринбурге, позиционирующемся не столько как туристический, но и как бизнес-центр. Интерес к внутреннему и въездному туризму растет именно со стороны бизнеса.
   Основных проблем, мешающих развитию турбизнеса в регионе, несколько. Это низкий уровень развития туристической инфраструктуры. Остро не хватает гостиниц 3*. Остро стоит проблема и с приемом бизнес-туристов: у гостиниц нет конференц-залов на 200 мест и более.