23.09.2004  Л.Веденов: проблема реализации фальсифицированной продукции будет стоять до тех пор, пока будет спрос на нее

   В четверг в Министерстве внутренних дел РФ состоялся брифинг на тему «Защита прав потребителей и реализация мер по борьбе с контрафактной и фальсифицированной продукцией». В работе брифинга приняли участие заместитель начальника ГУООП СОБ МВД России Леонид Веденов, начальник отдела по организации борьбы с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства ГУООП СОБ МВД России Геннадий Царапкин, и.о. начальника Управления по организации борьбы с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства ГУВД г. Москвы Владимир Гайнуш.
   МВД уделяет серьезное внимание проблеме декриминализации потребительского рынка товаров и услуг. Это направление деятельности отнесено к числу приоритетных. В этой связи 5 лет назад в составе милиции общественной безопасности была создана служба по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка. Аналогичные подразделения созданы и в транспортной милиции.
   Как сообщил Л.Веденов, проблема реализации контрафактной и фальсифицированной продукции будет стоять до тех пор, пока будет спрос на подобного рода продукцию. На сегодняшний день этот спрос достаточно высок. Часто подделки, являющиеся точными копиями оригинальной продукции, реализуются по цене на 10-20% ниже стоимости оригинала, но, учитывая большой спрос населения, производитель получает максимальную прибыль.
   Цивилизованный потребительский рынок еще не сформирован. Обстановка в этом секторе экономики остается сложной. Многие предприниматели в погоне за максимальной прибылью идут на нарушение закона. За 8 месяцев 2004 г. милицией общественной безопасности выявлено свыше 124 тыс преступлений экономической направленности, из них 39,9 тыс непосредственно на потребительском рынке. В 2,5 раза увеличилось число выявленных фактов мошенничества, на 74,4% - хищений, на 86,5% - использования поддельных документов. Более 528 тыс граждан за правонарушения в области предпринимательской деятельности привлечены к административной ответственности.
   Наибольшую опасность, подчеркнул Л.Веденов, представляет распространение продукции, наносящий вред жизни и здоровью граждан. Остро стоит проблема распространения суррогатного алкоголя, особенно в регионах с низким уровнем дохода населения.
   По данным международных и российских экспертов, в 2003 г. удельный вес контрафактной и фальсифицированной продукции на российском рынке составлял от 50% до 90% (аудиопродукция – 80-86%, видеопродукция – 83% (в том числе DVD – 90%), программное обеспечение – 87%, промышленные и продовольственные товары – 40-70%, лекарственные средства – 10%).
   Сегодня основными источниками поставок контрафактной продукции в России считаются государства Юго-Восточной Азии, Болгария и Украина, кроме того, такая продукция завозится и из европейских стран, преимущественно из Польши. Также значительная часть поддельных товаров изготавливается в России.
   В течение 8 месяцев этого года за выпуск и реализацию контрафактной продукции приостановлена деятельность 280 предприятий различных форм собственности. Из незаконного оборота изъята контрафактная продукция, материалы и оборудование, использовавшееся для ее изготовления, на общую сумму 1,3 млрд рублей. В группе фальсифицированных продовольственных товаров преобладают консервы рыбные и мясные, колбасные изделия, кофе, чай, масло жировое и растительное. В группе промышленных товаров – трикотажные, швейные и чулочно-носочные изделия, товары бытовой химии, игрушки, парфюмерно-косметические товары, аудио- и видеотехника, мебель.
   Правительство РФ поручило МВД России совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами принять дополнительные меры по пресечению производства и распространения контрафактной продукции, защите прав интеллектуальной собственности производителей товаров и услуг. В связи с этим были внесены изменения и дополнения в статью 146 Уголовного кодекса РФ «Нарушения авторских и смежных прав», конкретизирующие понятие преступления и определяющие критерии ущерба, причиненного правообладателям. В августе 2004 г. в Федеральный закон «О лекарственных средствах» внесено дополнение, определяющее понятие «фальсифицированное лекарственное средство», в соответствии с которым таковым является лекарственное средство, сопровождаемое ложной информацией о составе и (или) производителе лекарственного средства. На сегодняшний день в связи с исключением уголовной ответственности за обман потребителей разработан законопроект о внесении изменений в КоАП РФ, касающихся предоставления руководителям органов внутренних дел полномочий по рассмотрению дел по статье 14.7 (Обман потребителей). В настоящее время такие дела рассматривают руководители территориальных управлений Госторгинспекции, которые имеются только в республиканских, краевых и областных центрах, что затрудняет применение данной нормы в отдаленных районах. Кроме того, проводится работа по подготовке ряда законопроектов о внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РФ, направленных на дальнейшее повышение эффективности борьбы с обманом потребителей, производством и распространением фальсифицированной продукции.