23.09.2004  Франчайзинг: преимущества и недостатки

   В среду на конференции "Франчайзинг в России" с докладом на тему: "Преимущества и недостатки франчайзинга как системы расширения бизнеса" выступила Инга Рыкова, генеральный директор ООО "Правовой сервис "ФАРН".
   По ее словам, предпосылками для развития франчайзинга в России стали три основных фактора: экономические изменения (диверсификация бизнеса, приватизация, дефолт), политико-правовые изменения (взаимодействие с ЕС, подготовка к вступлению в ВТО), социальные изменения (рост среднего класса). И. Рыкова подчеркнула, что для того, чтобы быстро начать свое дело, франчайзинг является наиболее успешным способом. Франчайзинг имеет четыре основных элемента: продукт или услуга; имя или марка; операционная система или бизнес-система, которая позволяет работать бизнесу удачно; возможность к тиражированию.
   "Франчайзинг – это индивидуальная система организации деятельности и управления; маркетинговая система распределения; система договоров, которая позволяет формировать партнерские отношения", - сообщила И. Рыкова.
   Она подчеркнула, что основными преимуществами франчайзинга являются: комплексный характер отношений, высокий уровень прозрачности этих отношений; формирование и развитие этики бизнеса; стратегическое планирование и маркетинг; оптимизация информационных, материальных и финансовых потоков.
   Недостатками франчайзинга, как отметила И. Рыкова, являются возможные риски: вероятность ограничения конкуренции в некоторых секторах экономики; ограничение возможностей тех субъектов, которые выходят на рынок в одиночку; риск неприемлемости стандартов франшизора в отдельных регионах; ограничение деятельности франшизи в связи с необходимостью импорта оборудования, продуктов питания; возможность ошибок при составлении договоров.
   По словам И. Рыковой, в США сегодня работают около 2000 франчайзеров, в Корее – 1300, в Канаде – 1200, в Японии – 1000, Бразилиии – 1000. Что касается России, то здесь порядка 92 франчайзеров. В России, как заявила И. Рыкова, с одной стороны наблюдается популяризация франчайзинга, признание его как взаимовыгодной формы сотрудничества, с другой – отсутствие этого понятия в российском законодательстве, отсутствие концептуального подхода государства к этому вопросу, непонимание перспектив развития и отсутствие специализированного обучения. Именно поэтому франчайзинг в России несколько сдерживается в своем развитии, считает И. Рыкова.