21.09.2004 Москва: новой концепцией развития оптовой торговли непродовольственными товарами предполагается создание складских комплексов категории «С» для малых предприятий Сегодня на заседании правительства Москвы вторым пунктом повестки дня был вопрос «О концепции развития оптовой торговли непродовольственными товарами в городе Москве на 2005-2007 годы». C основным докладом выступил Анатолий Кочетков, заместитель руководителя Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы. Он напомнил, что городской Целевой программой развития потребительского рынка и услуг, принятой в апреле этого года, до 2006 года определены задачи качественного преобразования всех секторов рынка города Москвы, в том числе и оптовой торговли непродовольственными товарами. А. Кочетков подчеркнул, что в настоящее время на рубль, потраченный москвичами на товары, 59 копеек приходится на непродовольственные товары. При этом, по его словам, на 1 января 2004 года в городе насчитывалось около 36,5 тысяч организаций оптовой торговли непродовольственными товарами и 12,5 тысяч внешнеторговых фирм. Сегодня как никогда является актуальным усиление роли оптового звена, как основного регулятора рынка и поставщика товаров в розницу, уверен А. Кочетков. Однако он подчеркнул, что мелкие посредники, как правило, производят расчет с магазинами за наличные деньги, поэтому в этом секторе формируется основная доля теневого оборота рынка. Система мелкого посредничества экономически не выгодна и рознице, которая вынуждена выполнять несвойственные ей функции: накапливать товары, заниматься сортировкой товаров, проверкой качества, считает он. «Хранение товаров в неприспособленных помещениях и на квартирах торговцев выводит из системы государственного налогового контроля значительные объемы оборота товаров, создает предпосылки для попадания в розницу контрафактной и фальсифицированной продукции», - заявил А. Кочетков. По его словам, представленная концепция определяет приоритетные направления поэтапного реформирования оптового звена и модернизацию складской инфраструктуры. «Очевидно, что основой системы оптовой торговли непродовольственными товарами будут крупные и средние предприятия», - подчеркнул он. Дальнейшее развитие, по его словам, должны получить двухуровневые оптовые структуры с главным офисом и центральным складом в Москве, филиалами в регионах. В качестве примера А. Кочетков привел мебельное производство и продажу мебели. По его словам, 80% мебельных магазинов – мелкие предприятия, имеющие площадь 200-300 кв. метров. «Выбор мебели в них ограничен, торговля осуществляется по каталогам, а доставка товаров производится через 3-4 недели», - заявил он. А. Кочетков считает, что Москва не должна соглашаться с тем, что крупный опт уходит в Московскую область. В концепции, как отметил он, предлагается также модернизация складских помещений, построение новых складов. В настоящее время в городе всего 700 тысяч кв. метров складских площадей класса «А» и «В», а для удовлетворения спроса Москве необходимо 1,2-1,5 млн кв. метров складских площадей различных категорий, сообщил А. Кочетков. В связи с чем в концепции предусматривается в ближайшие три года строительство новых объектов складской инфраструктуры общей площадью 700 тысяч кв. метров. В том числе 450 тысяч кв. метров складских площадей класса «А» и «В». А. Кочетков отметил, что малые предприятия будут работать в оптовой торговле и впредь, хотя их доля в оптовом обороте будет снижаться. «Для малых предприятий концепцией предполагается создание складских комплексов категории «С» с относительно невысокими арендными ставками», - сказал А. Кочетков. Всего, по его словам, концепцией предполагается открытие 40 новых объектов оптовой торговли и складской инфраструктуры. А. Кочетков предложил заявки инвесторов по строительству таких объектов рассматривать в рамках конкурса. Ожидаемые результаты в случае реализации концепции, по мнению А. Кочеткова, - это 330-350 млн долларов инвестиций, 850 тысяч кв. метров новых площадей, доля оптовых продаж непродовольственных товаров в товарных ресурсах - до 40%. Вице-мэр В. Шанцев выразил свою точку зрения на представленную концепцию. Он подчеркнул, что работа оптового звена должна быть выгодна и розничному звену. По его мнению, необходимость создания оптовой сети не вызывает сомнений, но она должна быть проработана и проанализирована со всех сторон. При этом у оптовых предприятий должны быть эффективные собственники, считает вице-мэр. В. Шанцев подчеркнул, что нецелесообразно устраивать конкурс среди инвесторов на строительство складских помещений, когда число желающих в разы меньше потребностей города. «Сегодня мы тем самым тормозим решение очевидных вопросов, затягивая этот процесс на 3-5 лет», - подчеркнул вице-мэр. В заключение он добавил, что концепцию необходимо доработать, срок доработки – 1 месяц. |