20.09.2004 Москва: пройдет обсуждение Концепции развития оптовой торговли непродовольственными товарами в городе на 2005-2007 годы Во вторник состоится заседание правительства Москвы, на котором, в том числе, будет рассмотрена Концепция развития оптовой торговли непродовольственными товарами в городе Москве на 2005-2007 годы. В материалах, подготовленных к заседанию, отмечается, что в настоящее время на потребительском рынке под воздействием роста реальных доходов населения происходят качественные изменения. В структуре расходов населения увеличиваются затраты на покупку непродовольственных товаров. В результате доля этих товаров в структуре розничного товарооборота повысилась на 59% по сравнению с 53% в 1994 году. Для реализации возрастающих объемов непродовольственных товаров развивается и обновляется сеть магазинов. На 1 января 2004 года она составила 12 566 единиц предприятий с торговой площадью 3 380 тыс кв м, или 65% от всех торговых площадей розничной торговли. Сформировались и действуют 50 крупных розничных торговых сетей по продаже непродовольственных товаров. Развивается сеть крупных торговых центров, открываются магазины новых форматов: моллы, гипермаркеты, товары для дома и проч. Значительных объемов достигло межрегиональное сотрудничество по поставкам товаров. Москва стала главным общероссийским центром по обмену товарами. На ее долю приходится 47% всего оптового оборота непродовольственных товаров в РФ. Через Москву в страну поступает 62% импорта по этой группе товаров, 38% всего оптового оборота непродовольственных товаров приходится на вывоз в другие регионы. Все эти факторы обуславливают повышение роли оптовой торговли как основного регулятора рынка. Однако достигнутый уровень оптовой торговли непродовольственными товарами не соответствует возросшим требованиям рынка и не в полной мере выполняет свою роль основного связующего звена между товаропроизводителями и розничной торговлей, а также не способствует решению ряда городских задач, считают в Департаменте потребительского рынка и услуг. За годы реформ роль оптовой торговли в формировании товарных ресурсов для розничной торговли снизилась. Доля поставок непродовольственных товаров в розницу оптовыми организациями составляет 28% от всех поступлений в целом, физические лица обеспечивают 18% поступлений. Более одной трети поставок вынуждены обеспечивать сами товаропроизводители. Сложившееся положение объясняется тем, что несмотря на значительный рост числа оптовых посредников в последние года качественных преобразований в организации оптовой торговли, в технологии товароснабжения и складской инфраструктуре не произошло. Количественный рост произошел за счет появления большого числа мелких фирм – посредников и предпринимателей без образования юридического лица. Крупные и средние предприятия составляют лишь 8% от всех оптовых организаций, они формируют только 57% оптового оборота Москвы. В результате сложилась многозвенная система оптовых посредников, состоящая преимущественно из мелких фирм и физических лиц, которые в силу объективных причин не способны обеспечивать стабильность в товароснабжении магазинов, входной контроль качества товаров, предоставить необходимый уровень сервисных услуг. В оптовой торговле непродовольственными товарами не получили своего развития более прогрессивные типы предприятий – распределительные центры, оптово-розничные объединения, логистические центры. Не внедряются современные прогрессивные технологии управления поставками, основанные на автоматизации процессов товародвижения. Утрачен входной контроль за качеством товаров. Наиболее узким место в оптовой торговле является устаревшая складская инфраструктура. По уровню обеспеченности современными складскими помещениями Москва значительно отстает от европейских столиц. В результате до 55% складов арендуются в неприспособленных помещениях, что порождает низкий технический уровень обработок грузов и высокие издержки по их хранению. Недостаточное развитие получил сектор транспортно-логистических и сервисных услуг по организации грузооборота и товародвижения. В целях повышения роли оптовой торговли в организациях рационального товароснабжения розничной торговли, в обеспечении сбыта продукции московских товаропроизводителей и дальнейшего роста межрегионального обмена товарами предусматривается, в частности, проведение работы с предприятиями московской промышленности по отбору наиболее эффективных проектов оптовых и распределительных центров для формирования товаропроводящей сети. Также Концепцией предусмотрены меры по развитию и укреплению межрегионального сотрудничества по обмену товарами; экспертизе проектов новых объектов оптовой торговли с участием общественных объединений предпринимателей; разработке совместно с сетевыми розничными структурами и оптовыми предприятиями планов подготовки кадров новых специальностей. Кроме того, Концепцией предусматривается разработка в 2005 году среднесрочной схемы размещения объектов оптовой торговли и на ее основе – адресного перечня строительства объектов оптовой торговли непродовольственными товарами. Согласно Концепции, Комитет города Москвы по организации и проведению конкурсов и аукционов будет организовывать проведение инвестиционных торгов на право инвестирования в строительство объектов оптовой торговли непродовольственными товарами, включив в инвестиционные условия обременение по целевому назначению объектов. Концепцией также предусмотрено проведение Департаментом потребительского рынка и услуг города Москвы совместно с Департаментов науки и промышленной политики города Москвы в I полугодии 2005 года исследования по развитию производства и поставки на рынок непродовольственных товаров московскими предприятиями с разработкой предложений по организации производства новых видов конкурентоспособной продукции для реализации в Москве, регионах РФ и увеличения экспорта в страны СНГ. |