17.09.2004  Следующий год покажет, сумеют ли российские производители лекарств удержаться на своем собственном рынке

   По мере приближения нового года отечественные производители лекарств все чаще вспоминают о необходимости перехода отрасли на международные стандарты качества GMP (Good Manufacturing Practice).
   После долгих колебаний и отсрочек Россия взяла на себя такие обязательства, являющиеся одним из необходимых условий для вступления во Всемирную торговую организацию. В августе 2003 г. президент Владимир Путин дал поручение правительству подготовить все условия для внедрения международных стандартов производства лекарственных средств с 1 января 2005 года.
   Фармпроизводители в России ждут нового года с тревогой - потому что берут на себя эти повышенные обязательства по соблюдению качества продукции с сильным опозданием от европейских и уж тем более заокеанских коллег. И еще потому, что далеко не все отечественные предприятия смогут пройти сертификацию по GMP в следующем году. Сегодня уже понятно, что выдержать полностью график отрасль не сможет.
   Однако все производители лекарств в России при этом прекрасно понимают, что промедление грозит для них потерей даже тех незначительных рынков сбыта за границами нашей страны, где они сегодня еще занимают определенную нишу. Да и на внутреннем рынке им придется с трудом сдерживать натиск давно исповедующих идеологию GMP зарубежных компаний. В таких условиях о планке объема годового производства в миллиард долларов, которую в 2003-м впервые одолели российские фармацевтические предприятия, можно будет только мечтать.
   По сути, GMP - это правила производства, хранения и распространения лекарств, которые гарантированно не допускают появления на рынке, на аптечных прилавках недоброкачественной продукции. Для именитых российских предприятий с их основными фондами, оставшимися еще с советских времен, такой переход подразумевает серьезное техническое переоснащение и конструктивную переделку, т.е. существенные затраты. По оценкам президента Ассоциации российских фармацевтических производителей Виктора Дмитриева, только на последнем этапе переход отрасли на стандарты GMP в масштабах всей страны оценивается в 500-700 млн долларов.
   Неудивительно, что далеко не все фармацевтические заводы и фабрики успели модернизировать производство и отладить новые стандарты контроля качества. Ведь для многих в последние годы вопрос стоял не об обновлении производства, а о выживании. Объем импорта лекарств после кратковременного снижения в посткризисные годы постоянно увеличивается, и в тяжелой борьбе с крупными транснациональными корпорациями, очень оперативными восточноевропейскими и не стесняющимися демпинга азиатскими компаниями отечественные фармпроизводители с трудом сумели отстоять хотя бы треть внутреннего рынка.
   Ждать же протекционистской политики от Минздрава отечественным компаниям не приходится. Прежние руководители министерства неоднократно заявляли, что в споре за рынок между российскими фармпредприятиями и зарубежными компаниями они не собираются поддерживать какую-либо из сторон. А точнее, подчеркивали, что занимают третью сторону - потребителя. Которого, по большому счету, мало интересуют наклейки на упаковке с таблетками или ампулами, главное, чтобы препарат был качественным и доступным по цене. Но нынешние чиновники Минздрава, похоже, изначально скептически относятся к продукции, выпускаемой в России. Во всяком случае недавно заместитель министра здравоохранения и социального развития Владимир Стародубов, рассказывая журналистам о намерении государства выделить в 2005 году почти 51 млрд руб. на обеспечение лекарствами льготников, весьма уклончиво ответил на вопрос, будет ли отдаваться приоритет отечественной продукции при составлении списка препаратов, на которые будут истрачены эти деньги.
   «Конечно, мы постараемся учитывать этот фактор, - сказал замминистра. - Но что такое сегодня российские лекарства? У некоторых так называемых отечественных препаратов отечественного - одна упаковка, все остальное производится из импортного сырья».
   Российские производители действительно «грешат» массовым выпуском так называемых дженериков -- препаратов, являющихся аналогом известных лекарств. И изготавливаются эти узаконенные копии, как правило, из субстанций, импортируемых из стран Юго-Восточной Азии, - профильные отечественные предприятия не пережили «шоковой терапии» первой половины 90-х.
   Однако подобный скепсис чиновников Минздрава, естественно, негативно воспринимается теми российскими компаниями, у которых имеется сильная научная база и есть открытия, которые не стыдно предложить не только внутреннему, но и внешнему рынку. Им не нравится, что отечественным заводам отводится роль аутсайдеров.
   «Мы имеем свои вполне конкурентоспособные разработки. - рассказал член президентского совета по науке, доктор медицинских наук академик РАН Рем Петров. - Но есть наука, а есть маркетинг, которым мы не особо владеем. Российские компании, которые создают новые препараты, тратят на это очень много усилий. От идеи до лекарства проходит не меньше 15 лет. И все эти 15 лет его создатели фактически занимаются большой наукой, им некогда думать о будущем маркетинге, да и не всегда имеются деньги для продвижения лекарства. Иностранные же концерны, некоторые из которых уже имеют в регионах России более сотни своих представителей, активно захватывают рынок. И если мы пустим дело на самотек, мы можем полностью оказаться во власти этих компаний».