17.09.2004 Рынок общепита переживает бум Россияне стали меньше питаться дома и чаще ходить в бары и рестораны. В результате в стране количество предприятий общественного питания резко увеличилось. Похоже, в этом году сегмент общепита выйдет в рекордсмены по росту на потребительском рынке. Только за первое полугодие его оборот вдвое превысил прошлогодние показатели . По данным Федеральной службы статистики, если в 2003 году рынок общественного питания в стране вырос на 6,4%, то в январе-июле текущего года показатель роста составил уже 11%. А по объему иностранных инвестиций этот сектор уступает лишь вложениям в промышленность: согласно данным Росстата РФ, иностранцы вложили в российскую промышленность 10 млрд 250 млн долларов (44,2%), а в торговлю и общепит - 6 млрд. 113 млн долларов (29%). В российский общепит активно интегрируются крупные транснациональные корпорации, производящие продукты питания. Кроме того, по франчайзинговым программам приходят на рынок мелкие и средние предприниматели, которые ищут объекты для размещения средств. "Основной рост оборота приходится, в основном, на сегмент "фаст-фуд", который наиболее демократичен по ценам. Особенно популярным становится формат недорогих ресторанов русской кухни, - прокомментировали ситуацию в Ассоциации рестораторов и отельеров. - Резкое увеличение количества ресторанов и баров для среднего класса отмечается со второй половины 2003 года. Причем индустрия общественного питания растет не только в Москве, но и во всех крупных российских регионах, куда сегодня активно идут столичные предприниматели. В среднем за одно посещение ресторана или бара россияне готовы платить от 6 до 20 долларов. А еще в прошлом году максимальный предел не превышал 15 долларов. Зато количество и рентабельность дорогих люксовых ресторанов снижаются". Эксперты рынка уверены, что нынешний рост рынка общепита - только начало - настоящий взрыв еще впереди. Причем произойдет он, скорей всего, за счет именно среднеценовых закусочных. "Потенциал рынка сетевого фаст-фуда в нашей стране задействован только на 15-20%, и заполнение его будет продолжаться еще как минимум 5 лет, - считает исполнительный директор консалтинговой компании Restcon Андрей Петраков. - Сегодня активных фаст-фудов, брэнды которых "на слуху", не более 10. Причем самым большим сегментом рынка быстрого питания на сегодняшний день является "фаст-фуд на колесах", количество которых только в Москве исчисляется тысячами. Но приоритет все равно останется за сетевыми игроками рынка, поскольку во-первых, они предоставляют более качественный продукт, во-вторых, способны в той или иной степени договариваться с властями об условиях существования. |