16.09.2004  ФАС решит, что делать с пивом

   
   Вчера прошло рабочее совещание представителей Федеральной антимонопольной службы, Министерства экономического развития и торговли, компаний – производителей пива («Балтика», Sun Interbrew), а также представителей рекламного и медиарынка. Встреча проходила по инициативе пивоваров. В своем обращении в ФАС они указали на то, что многие положения внесенных в закон «О рекламе» изменений некорректны и накладывают на рекламу пива более жесткие ограничения, чем на рекламу крепких алкогольных напитков. На совещании представители ФАС согласились с рядом замечаний производителей пива, но некоторые аспекты, такие как возможность проведения пивных фестивалей и демонстрация образов людей и животных в логотипах компаний, остались неразъясненными.
   Федеральный закон «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О рекламе», который жестко ограничивает возможности рекламы пива, вступил в силу 5 сентября этого года. Закон вызвал массу нареканий со стороны пивоваров не только из-за того, что его положения расходятся с интересами компаний, но также из-за массы неточностей и недосказанностей, которые дают возможность неоднозначно толковать многие аспекты изменений. Главный вопрос, который волновал пивоваров с того момента, как они ознакомились с текстом изменений в закон: распространяются ли все жесткие меры по ограничению рекламы пива на безалкогольное пиво и напитки, приготовленные на основе пива? Много нареканий вызвали пункты, касающиеся использования образов людей и животных в рекламных роликах. К примеру, можно ли использовать в рекламных роликах мифических персонажей, которых нельзя отнести ни к людям, ни к животным. Или что делать, если в логотипе бренда используется изображение животного.
   К этим вопросам на встрече с ФАС и МЭРТ пивовары и рекламщики добавили новые. В частности, в поправках к закону не объяснялось, можно ли использовать в рекламе пива компьютерные эффекты или компьютерные игровые фильмы: компьютерная графика является одной из главных технологий производства телевизионных рекламных роликов, а интернет-реклама создана в виде анимации. Волновал пивоваров вопрос о том, должна ли фраза «Чрезмерное употребление пива вредит Вашему здоровью», которая теперь будет сопровождать всю пивную рекламу, размещаться также на пивных этикетках, фирменных палатках, холодильниках пивных предприятий и на фартуках сотрудников фабрик и официантов. Серьезные недоработки содержатся в формулировках ряда положений – например, о том, что реклама пива не должна демонстрироваться по телевизору с 7 до 22 часов, и о запрете на рекламу пива в санаторно-курортных, оздоровительных, спортивных организациях, организациях культуры, а также ближе 100 метров от них. Первое требование не разъясняет, как будут обеспечиваться права спонсоров – пивоваренных компаний, которые имеют соглашения с транслирующими каналами о размещении своей рекламы в период прямых трансляций (или в записи) спортивных и музыкальных мероприятий. Второе ставит под вопрос судьбу пивных фестивалей, которые проводятся, как правило, на спортивных стадионах.
   В ходе совещания представители ФАС разъяснили пивоварам, как следует толковать формулировки поправок, а также направили соответствующие инструкции в свои территориальные управления. Представителям пивных компаний разъяснили, что писать о вреде пива на предметах, относящихся к производству и продаже пива, – на бутылочных этикетках, логотипах пивных компаний на фартуках официантов, холодильниках, – не нужно. Анимационную рекламу решено пощадить, но только в тех случаях, когда анимированные события реальны, – к примеру, прыгающая пивная пробка в рекламе пива «Патра» – явление, возможное в реальной жизни, а звездные войны в пивной рекламе увидеть будет нельзя. Безалкогольное пиво и напитки, сделанные на основе пива приравнены к алкогольным, поэтому попадают под все репрессии, проводимые против пива.
   Тем не менее нерешенными остались самые главные вопросы – что делать с изображениями людей и животных, фигурирующих в логотипах и названиях брендов. Так как демонстрация образов людей и животных будет запрещена в рекламе только с 1 января, до этого времени будет решаться вопрос о том, как поступать с брендами. «Не исключено, что «Ярпиву», в логотипе которого изображен медведь, придется менять логотип, – говорит участник совещания. – А пиву «Тинькофф», в названии которого фигурирует фамилия реального человека, – менять название». Представители ФАС не смогли дать ответ на вопрос, что будет с пивными фестивалями, проводимыми на спортивных стадионах, таких как «Лужники» в Москве или стадион имени Кирова в Санкт-Петербурге, а также прояснить вопрос с рекламой спонсоров трансляций и показов по телевидению спортивных и музыкальных мероприятий. Представитель ФАС сообщил, что не исключено, что в этом вопросе Россия повторит путь Европы, которая запретила размещение табачной рекламы на гран-при «Формулы 1». Однако после того, как из-за отсутствия денег «Формула 1» резко сократила проведение соревнований, было принято решение не запрещать привлекать рекламу табака в «Формулу 1», а лишь не рекомендовать федерации ее привлекать. «Добровольный запрет» вступит в силу 1 октября 2006 г.
   По итогам совещания пивовары приняли решение обратиться в Федеральную антимонопольную службу с предложением подготовить новую редакцию ФЗ «О рекламе» в части регулирования в области рекламы пива. «Однако надеяться компаниям не на что, – полагает один из участников совещания. – Закон только что принят, и переделывать его не станут. А что касается толкований отдельных положений закона, то они будут во многом зависеть от наличия у пивоваренных компаний лобби в структурах местной власти».