15.09.2004 А.Каульбарс: при реализацией концепции господдержки экспорта возникли сложности Когда-то из России в Европу вывозили лес, пеньку и мех. В последние полвека основным товаром российского экспорта стали нефть и газ. На сырье приходится более половины всего российского экспорта. Такое положение дел не устраивает ни компании, заинтересованные в расширении рынков сбыта, ни государство, которому необходим быстрый и качественный экономический рост. Однако другие страны не торопятся открывать свои рынки для российских товаров. Помочь экспортерам должно государство. Так же как и защитить отечественных производителей от конкуренции со стороны субсидированного экспорта. О том, что российские власти делают для этого, рассказал руководитель департамента государственного регулирования внешнеторговой деятельности и таможенного дела Министерства экономического развития и торговли Алексей Каульбарс. Закон об основах госрегулирования во внешнеторговой деятельности действует с 18 июля, а закон о защитных мерах - с декабря 2003 года, напомнил А.Каульбарс. По его словам, принятие нового законодательства по внешнеторговой деятельности – «очень большой шаг вперед». «Раньше все говорили о торговой политике, но никто не мог сформулировать, что же это такое. Закон об основах госрегулирования дает этому определение», - пояснил он. К сожалению, не все нормы закона могут применяться, многие новеллы требуют дополнительных решений правительства, добавил А.Каульбарс. Закон - это только начало, сейчас министерство занимаемся разработкой концепции торговой политики. Ключевые моменты очевидны - это поддержка экспорта и защита отечественного производителя. На вопрос, какой должна быть государственная политика в этой области, следует ли государству наращивать свое влияние или, наоборот, самоустраниться, А.Каульбарс ответил, что в современных условиях помочь экспортерам может только государство. «Слабость (государства), в том числе слабость таможенного регулирования, привела к тому, что наши товары зачастую неконкурентоспособны на внутреннем рынке из-за того, что западные товары проникают на нашу территорию с большими нарушениями», - сказал он. По его словам, концепция госполитики во внешней торговле будет предусматривать различные меры по поддержке российских экспортеров - и государственные гарантии по экспортным контрактам, и расширение роли торговых представительств. «Правительством уже утверждена концепция государственной поддержки экспорта. Но, к сожалению, возникли сложности с ее реализацией. Хорошая идея утонула в несогласованности действий разных ведомств. Мы не можем применять эти меры прежде всего из-за позиции Министерства финансов, - сказал он. - Должен быть разработан перечень стран, для работы в которых компаниям будет оказываться господдержка в виде госгарантий, а также объемы таких гарантий. Этим должен заниматься Минфин. Пока этот документ не выпускается, хотя вроде бы все согласовано». А.Каульбарс также рассказал о работе межведомственной комиссии по защитным мерам во внешней торговли, которая должна помогать производителям. «Мы работаем по заявлениям заинтересованных предприятий об изменении ставок пошлин. В основном просят понизить экспортные и повысить импортные пошлины. Есть отдельный блок вопросов по защитным мерам. Комиссия рассматривает результаты проводимых нашим министерством расследований, предшествующих введению защитных мер», - сказал он. По его словам, в настоящее время комиссия работает над установлением порядка исчисления пошлин на нефтепродукты. В ближайшее время планируется также провести работу по выделению в таможенной номенклатуре товаров, предназначенных для промышленной сборки. «Эта мера необходима как для повышения конкурентоспособности наших предприятий, так и для привлечения в Россию сборочных производств зарубежных компаний», - пояснил А.Каульбарс. Он сообщил о защитных мерах, которые будут вводиться для российских производителей в ближайшее время. «Мы завершили расследование по пекарным дрожжам. И надеемся, что в ближайшее время будет принята специальная пошлина, которая выровняет цены. Резкий рост импорта из Турции и Евросоюза привел к тому, что российские производители занимали на этом рынке менее 10%. При том что они достаточно активно развивали свое производство», - сказал А.Каульбарс. По его словам, в настоящее время уже действуют четыре защитные меры. Действует мера на компрессоры для холодильников, на шарикоподшипники, мясо птицы. До недавнего времени были еще меры на крахмал и карамель, но они прекратили свое действие. Также существует соглашение с Украиной, ограничивающее поставки труб из этой страны. Есть антидемпинговые меры в отношении оцинкованного проката из Украины и компенсационные меры в отношении прутков для армирования железобетонных конструкций. Однако таких мер значительно меньше, чем применяется против нас в США или Европе, отметил А.Каульбарс. «Мы недавно подсчитали, что Россия на втором месте после Китая по числу мер, которые применяются против наших товаров, - сказал он. - В первую очередь это металлургия, продукция химической промышленности. Ситуация усугубляется тем, что мы не члены ВТО и не можем отстаивать свою позицию на этой трибуне. К сожалению, очень активны наши ближайшие соседи. Первое место по количеству введенных против нас мер держит Евросоюз, второе - Белоруссия, третье – США». Эти проблемы будут решаться в рамках Единого экономического пространства, отметил А.Каульбарс. «Мы строим единый рынок, направленный вовне. Вместе мы будем гораздо более сильны. Но этому предшествуют равные условия экономики, гармонизированное законодательство и четкое разделение труда в рамках ЕЭП. Необходимо добиться того, чтобы товары, производимые в разных странах, взаимно не конкурировали». По его словам, в рамках ЕЭП защитные меры могут отменены года через два, или даже раньше. «Потому что если стимулируется отрасль, которая заведомо направлена на экспорт в определенную страну, меры будут вынужденно вводиться. Но если государство не будет вмешиваться, вопрос решится сам собой. Победит тот, у кого продукция лучше и дешевле». |