14.09.2004 Санкт-Петербург: книжный магазин в метро окупается в пять раз быстрее, чем на поверхности Пассажиры метро любят читать детективы и фантастику. Это обстоятельство подталкивает книготорговцев открывать киоски и магазины под землей. По оценке участников рынка, в метрополитене действует около 100 книготорговых точек. Ежедневно метрополитен перевозит около 3 млн пассажиров. Этим летом издательская группа “АСТ” начала торговлю книгами в петербургском метро. Один из пяти магазинов группы, работающих в Северной столице, расположен на станции метро “Гостиный двор”. В ближайшие полтора года группа намерена увеличить свою сеть в Петербурге до 100 торговых точек, причем только около 20 из них будут крупноформатными магазинами, утверждает руководитель розничного направления “АСТ” в Санкт-Петербурге Виктор Захаренко. Остальные будут располагаться в метро и представлять собой небольшие магазины или киоски. В октябре московское издательство планирует открыть магазин на станции “Пионерская”. Под землю спускается и сеть магазинов “Буквоед” — в августе она открыла на станциях метро четыре небольших магазина под маркой “Буквоед-хит”. По словам гендиректора сети Дениса Котова, это пробный проект. Пока сеть предпочитает открывать книжные супермаркеты в торговых центрах, однако экспериментирует и с другими форматами. Метро привлекает книготорговцев высокими оборотами и возможностью вернуть инвестиции в короткие сроки. По словам гендиректора издательской группы “АСТ” Олега Бартенева, небольшие магазины в метро окупаются всего за 1,5-2 года, тогда как на возврат денег, вложенных в магазины крупных форматов, может уйти до 10 лет — при условии покупки недвижимости в собственность. Объем инвестиций в магазин площадью около 10 кв. м под землей составляет, по его словам, до $30 000, киоск обходится еще дешевле. В то время как магазины крупных форматов требуют более $1 млн. Котов из “Буквоеда” оценивает объем инвестиций примерно в $15 000, а срок окупаемости магазинов в метро составляет, по его словам, примерно два года. Оборот на квадратный метр в маленьких магазинах Бартенев оценивает в 20 000 руб. в месяц, а в магазинах больших форматов — около 4000 руб. в месяц. Чтобы удовлетворить предпочтения аудитории метро, достаточно выставить на прилавки магазинов и киосков самые ходовые позиции, говорит коммерческий директор сети магазинов “Книжный салон “Азбука” Татьяна Короткова. По ее словам, даже киоски, в которых представлено всего 500 позиций, будут приносить в метро прибыль. Директор по развитию книготорговой компании “Топ-книга” Павел Волков полагает, что книга в метро является продуктом спонтанного спроса. Выставив на прилавке беллетристику, книготорговцы точно найдут свою аудиторию в лице людей, которые будут читать детективы и фантастику по пути на работу или учебу. С ними согласна Виктория Мирохина, гендиректор сети “Книга”, в которую входит 21 киоск на станциях и в вестибюлях метро. По ее словам, рынок книжной торговли в метро заполнен на 70-80%. А сеть книжных клубов “Снарк” не собирается спускаться под землю. Вице-президент по PR сети Наталья Соколова объясняет это тем, что в подземке нет возможности открывать большие и средние магазины. “По нашим исследованиям, потребитель [уже] начинает относиться к книге, как к товару, за который готов отдавать приличные деньги и который нужно преподносить в соответствующих условиях — в хорошо освещенном просторном помещении с нормальным обслуживанием. А в ларьке этого не организовать”, — говорит она. Соколова отмечает, что пассажиропотоки метро можно перехватывать, размещая магазины крупных форматов рядом со станциями. А гендиректор консалтинговой компании Stanley Estate Мария Тиника напоминает, что для открытия магазинов в метро книжным сетям придется договариваться с руководством ГУП “Петербургский метрополитен”. Она считает, что получить разрешение на установку сразу 80 точек не удастся. По словам сотрудника службы организации и развития договорных отношений “Петербургского метрополитена”, сегодня вопрос о размещении большого количества новых киосков не рассматривается. В петербургском метро и так работает достаточно большое количество киосков, говорит он, к тому же в связи с терактами правительство города рассматривает вопрос о закрытии торговли в подземке. |