13.09.2004  Страховщики не застрахованы от мошенничества внутри своих компаний

   В последнее время российские страховые компании испытывают на себе массовый приток клиентов. Это, безусловно, прекрасно для отрасли, однако у медали есть оборотная сторона: рост спроса делает страховой бизнес лакомым куском и вызывает рост мошенничества. Особенно большое количество аферистов специалистами отмечается в области добровольного автострахования.
   Мировой опыт свидетельствует о том, что на долю мошенничеств в страховании приходится около 10% заключенных договоров. По данным российских страховщиков, для отечественного рынка характерны примерно такие же показатели.
   О примерах мошенничества в автостраховании рассказал вице-президент компании «Росгосстрах» Игорь Игнатьев. Страхуется дорогой автомобиль по каско, потом инсценируется его угон. Машину перегоняют в другой регион или просто прячут, а от страховой компании начинают требовать выплаты страхового возмещения. Или договор страхования заключается уже после происшедшего ДТП, и спустя какое-то время в страховую компанию предъявляется требование о выплате. Стоит оговориться, что эта схема возможна либо в случае халатности, либо при соучастии страхового представителя и сотрудника ГИБДД.
   Примерно те же схемы действуют и в ОСАГО. Это может быть получение полиса ОСАГО «задним числом», уже после аварии. Есть и еще один способ – замена водителя, виновного в ДТП. Мошенники сговариваются и инсценируют обстоятельства ДТП таким образом, чтобы виновным в нем оказался владелец полиса ОСАГО. А страховая компания несет убытки по выплате страхового возмещения.
   О случае мошенничества внутри компании рассказала директор агентских продаж группы «АльфаСтрахование» Светлана Головешкина. По ее словам, в результате собственного расследования компании был разоблачен ее сотрудник, который занимался реализацией неучтенных полисов. После того как преступник был вычислен, компания обратилась в правоохранительные органы и сообщила о схеме, с помощью которой агент проводил свои махинации, другим страховщикам.
   Как сказала Светлана Головешкина, «сегодня в России сложилась такая ситуация, когда от проникновения мошенников в структуры коммерческих организаций никто не застрахован. Однако любой уважающий себя страховщик в любом случае ограждает своих клиентов от каких-либо неудобств, связанных с тем, что от имени компании с ними общался недобросовестный человек, и выполняет все обязательства».
   Среди методов борьбы с мошенничеством, которые называют сами страховщики, – сотрудничество страховых компаний с правоохранительными органами, внимательная работа экспертов, тщательное изучение документов. Должна, по мнению страховщиков, помочь в борьбе с мошенниками и пресса. Ее функция здесь заключается в информировании потенциальных преступников о том, что им грозит в качестве наказания.
   Тем не менее большинство участников страхового рынка смотрят в будущее с оптимизмом. По их мнению, с течением времени страховых афер будет все меньше. «Рост страховой культуры общества и повышение информированности будут способствовать тому, что автовладельцы будут готовы к экстремальным ситуациям и не попадутся на уловки мошенников», – надеется начальник отдела урегулирования убытков по ОСАГО компании «Согласие». Оно и понятно – каждому из нас хотелось бы, чтобы количество работы хоть немного да поубавилось.