13.09.2004  Консультанты переориентируются на средний бизнес

   В I полугодии на рынке консалтинга отчетливо проявились две тенденции. Во-первых, в портфеле заказов резко увеличилась доля среднего бизнеса. Во-вторых, российские предприятия спустя несколько лет после кризиса вновь предъявили высокий спрос на стратегический консалтинг. Так, по сравнению с прошлым годом сектор стратегического планирования и организационного развития вырос на 66%. А его доля в общей структуре рынка впервые за последние три года увеличилась и достигла 14%.
   В итоге выручка 100 крупнейших консалтинговых компаний по итогам первых 6 месяцев этого года увеличилась на 41% и составила 7,2 млрд руб. Однако по сравнению с прошлым годом темпы роста рынка консалтинга снизились на 24% (в I полугодии 2003 года прирост составил 65, а в 2002 году - 70%). Причина не в снижении объемов работ. Эффективность консалтинговых компаний несколько снизилась.
   Ситуация на рынке напоминает посткризисную. Тогда консультанты пошли на уступки крупному бизнесу. Сейчас настала очередь "инвестировать" в средний бизнес. По словам директора департамента управленческого консалтинга компании IBS Дмитрия Садкова, "спрос со стороны среднего сегмента рынка возрос, однако он не является еще достаточно платежеспособным. Осознанная необходимость у компаний есть, а вот деньги на ее реализацию - не всегда".
   Рост спроса на стратегический консалтинг был обусловлен появлением клиентов из новых для консультантов областей экономики. По словам генерального директора КГ "РОЭЛ Консалтинг" Василия Тренева, "за последние два-три года клиентская база нашей компании значительно увеличилась. И, в первую очередь, за счет клиентов быстрорастущих отраслей: страхование, туризм, машиностроение".
   Реструктуризация клиентской базы изменила спрос и на отдельные виды консалтинговых услуг - оценку, налоговый и юридический консалтинг. Причем консультанты, специализирующиеся на этих направлениях, вполне оптимистичны, несмотря на то, что новые клиенты ставят перед ними совершенно иные задачи. В первую очередь, это касается оценочных услуг.
   Тогда как основная масса консультантов строит оптимистические прогнозы, выручка их коллег, специализирующихся в области консалтинга производства товаров и услуг, подбора и оценки персонала, а также в сфере маркетинга и связей с общественностью, практически не растет. Нынешняя ситуация объясняется двумя причинами. Во-первых, это переориентация консалтинговых компаний на средний бизнес. Во главу угла они ставят автоматизацию, востребованы также и рекомендации по стратегическому планированию бизнеса. Во-вторых, вышеперечисленные услуги все меньше интересуют и крупный бизнес.