13.09.2004 Санкт-Петербург: малому бизнесу не хватает маленьких помещений Во всех сегментах рынка коммерческой недвижимости Санкт-Петербурга в долевом отношении продолжают лидировать форматы вчерашнего дня. В сегменте торговых помещений превалируют крытые рынки, ларьки, павильоны, небольшие встроенные магазинчики. Большинство офисов по-прежнему располагается в муниципальных зданиях, помещениях, переведенных из жилого в нежилой фонд, и бизнес-центрах класса С. Производственно-складские предприятия в основном базируются на территориях ныне бездействующих промышленных гигантов. Однако статистика свидетельствует, что наиболее быстрыми темпами последние год-полтора развивается часть рынка недвижимости, более соответствующая мировым стандартам: современные бизнес-центры, большие торгово-развлекательные комплексы, индустриальные парки. Происходит это под влиянием изменения спроса, которое обусловлено формированием качественно новой генерации арендаторов и покупателей объектов недвижимости. Под влиянием экономического и "психологического" факторов в Петербурге одним из основных критериев при выборе места дислокации предприятия долгое время оставалась величина арендной ставки. Главными требованиями арендаторов были транспортная доступность здания и наличие развитых коммуникаций. Престижность месторасположения, также как и наличие евроремонта отступали на второй план. За последние год-полтора портрет арендатора существенно изменился - как по своему генезису, так и по мировоззрению. Многие петербургские компании с успешной историей развития начали вкладывать существенные средства в создание и поддержку имиджа. Растущий спрос на недвижимость высокого и элитного класса формируют также представители московского и западного бизнеса, которые все активнее осваивают Санкт-Петербург. Они приходят со своим менталитетом, привычкой жить в определенных условиях, готовностью заплатить деньги за высокий уровень сервиса и комфорта. Но городской рынок коммерческой недвижимости пока не готов удовлетворить потребности современного арендатора по целому ряду параметров. Во всех трех сегментах рынка недвижимости ощущается дефицит самых маленьких и самых больших площадей. Популярность "малых форм" объясняется значительной долей предприятий малого и среднего бизнеса среди арендаторов коммерческой недвижимости. Небольшие помещения пользуются максимальным спросом на протяжении ряда лет. Это торговые площади в 50-100 кв м, офисы в 100-150 кв м, отапливаемые производственно-складские помещения в 500-800 кв м . Но в последние полтора года отмечается новая для рынка тенденция - устойчивый рост спроса на большие площади. Тяга к "укрупнению" наиболее очевидно проявляется в торговле, по темпам развития опережающей многие сферы экономики. Несмотря на различие требований, предъявляемых к торговым, складским и офисным помещениям, все сегменты рынка недвижимости объединяет общая черта - нехватка площадей, соответствующих высоким стандартам качества. Запросы арендаторов неизменно растут, и помимо непременных условий (транспортная доступность, коммуникации, круглосуточная охрана) клиент хочет получать дополнительные услуги, в каждом сегменте - свои. В конечном итоге предложение окончательно трансформируется под давлением спроса. Но в разных сегментах процесс будет идти с неодинаковой скоростью. Можно предположить, что быстрее всего достигнет столичных и западных стандартов рынок торговой недвижимости. Офисная недвижимость будет пытаться дотянуться до планки, заданной клиентами. Бизнес-центры класса С и В начнут повышать свою классность, полнее используя имеющиеся возможности: за счет ремонта, частичной реконструкции, расширения сервисных услуг. Самым "нечувствительным" к пожеланиям клиентов останется сегмент производственно-складской недвижимости. |