13.09.2004 Секретный рецепт для России Практически 90% россиян считают, что качество импортного товара падает с переносом его производства в Россию. К такому выводу все чаще приходят маркетологи крупных транснациональных корпораций, работающих на российском потребительском рынке. Однако официально снижение потребительской лояльности к лицензионным продуктам они не признают, заявляя о существовании некоего "российского потребительского мифа". По их утверждению, рецептура и состав лицензионных и оригинальных импортных продуктов абсолютно идентичен. Сегодня практически все мировые лидеры производства потребительских товаров повседневного спроса - продуктов питания, косметики, парфюмерии, средств бытовой химии - стремятся обосноваться на перспективном российском рынке. Но в условиях жесточайшей конкуренции, чтобы занять выгодные позиции корпорациям необходимо не просто организовать дистрибуцию и популяризировать марку среди россиян, нужно и само производство перенести в Россию. Вот тут-то и происходит загадочная трансформация. Доселе превосходный шоколад, ароматный кофе, приятно терпкие сигареты хорошо раскрученных иностранных брэндов вдруг начинают "терять очки" в глазах российских потребителей: и вкус не тот, и запах другой... И они по-прежнему при каждом удобном случае закупают сигаретные блоки в duty-free и везут из-за границы коробки кофе. А между тем, производители лицензионных продуктов, держатели франшиз уверяют, что качество под контролем, говорят о единых стандартах, специальных программах повышения квалификации сотрудников. "В условиях жесткой конкуренции позволить себе снижать качества товара не может ни одна компания, - говорит Сергей Духанов, исполнительный директор Ассоциации производителей парфюмерии, косметики и средств бытовой химии. - Кроме того, крупные компании слишком дорожат своей репутацией, маркой, поэтому у них очень жесткие стандарты качества, которые сохраняются не зависимо от того, где у компании находится производственные мощности - в Европе, России или Африке..." С таким мнением согласен и вице-президент Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. "Мне ни раз доводилось слышать высказывания вроде, вот, мол, я была в Скандинавии, пила там кофе точно такой же как продают у нас в России, но по качеству гораздо лучше.... По-моему это сугубо российский потребительский миф, считать, что местные продукты худшего качества, чем аналогичные импортные. - говорит Янин. - Появление этого мифа скорей всего может быть связано во-первых, с российской ментальностью - мы привыкли отдавать предпочтение всему импортному. Во-вторых, все зависит от индивидуальных предпочтений потребителей. Ведь перед тем, как перенести производство в Россию, все компании проводят многочисленные исследования потребителей и их предпочтений, в соответствии с которыми многие компании потом могут чуть изменить рецептуру, к примеру, сделать сигареты менее терпкими..." "Падение качества продукции после переноса ее производства в нашу страну - не миф, а факт, - возражает брэнд-менеджер американской транснациональной корпорации по производству продуктов питания, на условиях анонимности согласившийся прокомментировать ситуацию. - Как только наша корпорация открыла производственные мощности в России по выпуску шоколада, мы тут же изменили его рецептуру. Компания просто захотела за счет России снизить производственные расходы. Дело в том, у наших продуктов в Европе существует формула производства. В принципе при переносе производства эту формулу можно менять - либо улучшать либо ухудшать. К примеру, в Швейцарии наш шоколад, произведенный на местных фабриках, стоит дороже, чем аналогичный импортный, а в России - наоборот. Просто цены на сырье, к примеру, на те же какао-бобы, быстро растут, а поднимать цену на конечный продукт компания не может, иначе потеряет в продажах. Приходится "облегчать" рецептуру и производство. Конечно, по идее потребитель не должен заметить разницы, для чего проводятся специальные "слепые" тесты, когда участники исследования не знают чей именно продукт они пробуют. Однако, в конечном итоге разница ощущается и весьма существенно. Когда к нам пришли первые образцы шоколада, произведенного на только что открытых российских фабриках, по вкусу они сильно отличались от своих европейских аналогов. По сути, это были два разных продукта под одним брэндом". Похоже, как ни старается российский рынок окультуриться на европейский манер, а западные стандарты качества на нем не приживаются. И к этому привыкли даже иностранцы. |