13.09.2004  MMS для маленьких операторов

   Вскоре сотовые абоненты небольших региональных сетей сотовой связи смогут обмениваться между собой картинками, аудио- и видеоклипами. Оператор транзитной сети “Межрегиональный ТранзитТелеком” (МТТ) 15 сентября запустит центр обработки мультимедиа-сообщений (MMS). Однако эксперты рынка считают, что одной инициативы МТТ будет недостаточно для продвижения MMS в России.
   MMS появились в России в 2002 г., однако до популярности, какую снискали короткие текстовые сообщения SMS, им пока далеко. По оценкам консалтингового агентства J'son & Partners, сейчас в России около 250 000-300 000 пользователей MMS. В 2005 г. их число может достигнуть 1 млн человек. Для сравнения: SMS пользуются более 30 млн абонентов. По оценкам iKS-Consulting, рынок доходов от MMS-услуг за первое полугодие 2004 г. составил около $6 млн.
   В России услуга MMS действует у МТС (в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре и Новосибирске), “МегаФона” (в Москве и Санкт-Петербурге), “Би Лайна” (практически на всей территории работы сети) и нескольких региональных операторов. Не все операторы могут позволить установить у себя дорогостоящее оборудование для обработки MMS. Кроме того, зачастую абоненты тех операторов, у которых услуга уже работает, могут обмениваться MMS только внутри своей сети. Межоператорские соглашения заключены только между компаниями “большой тройки” и то с некоторыми исключениями. Так, абоненты МТС и “Би Лайна” пока не могут посылать друг другу MMS.
   Компания “Межрегиональный ТранзитТелеком” намерена решить обе эти проблемы при помощи своего MMS-центра. Как рассказал руководитель сектора развития новых услуг МТТ Максим Тюрин, при подключении к сети МТТ очередного оператора обслуживаемые им абоненты смогут обмениваться мультимедийными сообщениями с пользователями уже подключенных к центру операторов. А для операторов, у которых пока нет своего MMS-центра или GPRS-сети, МТТ будет создавать виртуальные центры обработки MMS-сообщений.
   По мнению участников рынка, инициатива МТТ существенно облегчит организацию обмена мультимедийным трафиком между сетями операторов. “Неудобно каждый раз самим договариваться о создании MMS-шлюза c отдельным оператором”, — говорит пресс-секретарь компании “МегаФон” Марина Белашева. А начальник отдела маркетинга иркутского оператора “Байкалвестком” Александр Цветков считает, что предложение МТТ заинтересует сотовые компании.
   В МТТ не говорят, во сколько компании обошелся MMS-центр и когда он окупится. По мнению аналитика J'son & Partners Дмитрия Мартемьянова, MMS-центр такого уровня, как у МТТ, стоит не менее $1 млн, но при хороших результатах работы он начнет приносить доход уже через год. Однако MMS-центр “МегаФона”, по словам Марины Белашевой, за два года своей работы еще не окупился.
   На первом этапе услуги MMS-центра протестируют четыре сотовых оператора. Тюрин надеется, что инициатива МТТ должна помочь развитию MMS в России. “Сейчас эта услуга находится на ранней стадии развития, но при активном продвижении через один-два года MMS станут таким же привычным явлением, как SMS”, — отмечает он.
   Эксперты указывают на то, что одной инициативы МТТ для широкого распространения MMS будет недостаточно. Старший консультант iKS-Consulting Оксана Панкратова говорит, что развитие MMS ограничивает дороговизна этой услуги. Дмитрий Мартемьянов отмечает, что в России пока далеко не все мобильные телефоны поддерживают подобную технологию. Кроме того, операторы практически не рекламируют этот сервис. “Мало иметь технические возможности для оказания услуги, надо ее активно продвигать”, — считает Мартемьянов.
   “ВымпелКом” запустил широкую рекламу MMS весной этого года. А в МТС, по словам начальника службы МТС по связям с общественностью Павла Нефедова, пока не видят смысла в рекламе MMS. “Мы начнем это делать, когда на рынке появится достаточно контент-провайдеров, предоставляющих услуги на базе MMS”, — говорит он. “МегаФон” также не рекламирует MMS в СМИ, ограничиваясь промоакциями и своим сайтом.