13.09.2004 Россияне «раскусили» общественное питание Российский рынок общественного питания растет весьма неплохими темпами. По данным Федеральной службы госстатистики РФ, за период с января по июль 2004 г. оборот рынка составил 125,1 млрд руб. – на 10,9% больше, чем за тот же период в 2003 г. А в июле оборот общепита увеличился уже на 11,2% – до 19,5 млрд руб. Аналитики считают, что причиной такого роста стала возросшая покупательная способность россиян: все больше людей предпочитает питаться не всухомятку, а посещать какие-либо кафе или закусочные. Причем основной рост оборота приходится на сегмент «быстрого питания» – наиболее доступный по ценам – и различные демократичные форматы в среднем ценовом сегменте. Рынок общественного питания наращивает обороты: об этом свидетельствует как статистика, так и появление все новых ресторанов и кафе (и независимых, и сетевых). В частности, по данным Федеральной службы госстатистики РФ, в июне этого года оборот общепита вырос в сравнении с аналогичным периодом в 2003 г. на 9,3% и составил 19,6 млрд руб. А в июле прирост оборота достиг 11,2% (19,5 млрд руб.). Всего за семь месяцев оборот отрасли составил 125,1 млрд руб., что на 10,9%, больше чем в прошлом году. Подобная динамика наблюдается уже второй год: так, в прошлом году общий оборот составил 182,7 млрд руб. – на 6,4% больше, чем в 2002 г. Положительный тренд отмечают и эксперты, и участники рынка. «По нашим данным, в первом полугодии 2004 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года наблюдается ощутимый рост платежеспособного потребительского спроса не только в секторе общественного питания, но и во всех сегментах розничной торговли, – сказал вице-президент по финансам «Ростик Групп» Владимир Мехришвили. – Естественно, рост объема потребления увеличивает привлекательность вложений в рынок общепита для инвесторов». В то же время активность посещения точек общепита, по словам г-на Мехришвили, растет, что подтверждается ростом среднего количества трансакций в ресторанах компании. Такого же мнения придерживаются и другие участники рынка. «Официальные данные совпадают с цифрами по нашей компании, – сказал генеральный директор компании «Сдоба» («Пирожки из печи») Сергей Кочетков. – Так, в первом полугодии оборот вырос на 15%. Наш основной продукт – пирожки: с 2000 г. мы фиксировали небольшое падение их продаж, а в этом они не только не упали, но даже кое-где подросли». Эксперты придерживаются сходного мнения. «Такие показатели оборота отрасли – своего рода «маячок», привлекающий потенциальных инвесторов, – сказал руководитель направления ресторанного консалтинга компании «Асессор» Андрей Петраков. – Наиболее динамично сейчас развиваются демократичные форматы в среднем ценовом сегменте, например пиццерии, а также фаст-фуд». Правда, в отношении последних г-н Петраков оговорился, что для организации этого бизнеса требуются точки в людных местах, что обеспечит объем оборота, но там, как правило, и более высокие ставки арендной платы. Довольно выгодным считается размещать точки питания в торговых центрах – такое расположение считается гарантией определенного уровня доходов и обеспечивает прибыль. Впрочем, увеличение оборотов сопряжено с определенными трудностями для участников рынка. «Число потребителей услуг индустрии питания растет, причем не только в Москве, но и в других крупных городах России, – прокомментировала эксперт в области ресторанного бизнеса компании BBPG Мария Тимирбаева. – Но быстрый рост рынка вызвал острый дефицит персонала, и за последний год фонд заработной платы большинства предприятий питания вырос в среднем на 30-35%. Резко возросли арендные ставки: операторам отрасли приходится конкурировать за хорошие места не только друг с другом, но и с компаниями из других отраслей, например, сетями аптек. Кроме того, на 10-20% выросли цены на продукты – сфера общественного питания из-за высоких требований к качеству и калибру продуктов использует преимущественно импорт, цены на который выросли в связи с ростом евро». Эксперты соглашаются, что основной рост приходится на предприятия, занимающие среднюю ценовую нишу. К тому же и приток новых игроков происходит именно там, где средняя сумма чека составляет 7-20 долл. В то же время рентабельность дорогих ресторанов, по словам г-жи Тимирбаевой, снижается. Одним из способов развития недорогого сегмента сферы общественного питания на российском рынке стали франчайзинговые проекты. Несмотря на то, что они сопряжены с рядом трудностей, компании готовы идти на риск, чтобы обеспечить себе присутствие в регионах. «Без франчайзинга развитие сетевого бизнеса затруднено, поэтому все больше ресторанных компаний планирует развиваться по этому пути, – сказала Мария Тимирбаева. – Впрочем, часть из них готова была продавать франшизу уже 2-3 года назад, но пока реализует ее с большой осторожностью. С одной стороны, в стране нет правовой базы, которая бы защищала интересы продавца франшизы. С другой стороны, франчайзинговый продукт еще очень несовершенен. Во всем мире предприниматель, покупающий лицензию, приобретает готовый бизнес. Но особую цену имеют, в первую очередь, бренд и лояльные клиенты. У нас пока мало брендов, за которые стоило бы платить те деньги, что за них просят». Впрочем, компании, использующие франчайзинговые программы, считают их идеальными для мелких и средних предпринимателей. «Рост числа мелких и средних предпринимателей побуждает искать объекты для размещения своих средств, и франчайзинговые программы – идеальное решение, поскольку они не требуют дополнительных знаний и обеспечивают наиболее безопасный выход на новый для предпринимателя рынок, – считает Владимир Мехришвили. – Однако вряд ли развитие франчайзинговых программ может оказывать столь серьезное влияние на рост или уменьшение оборота рынка общепита в силу сравнительно небольшого числа подобных программ и незначительностью той доли рынка, которая ими охвачена». В свою очередь Андрей Петраков считает, что российский рынок общественного питания еще ждет франчайзинговый «взрыв». |