10.09.2004  Турфирмы подвели итоги летнего сезона: дороги богатых и бедных разошлись

   Туристические компании подвели итоги летнего сезона. В лидерах оказались Турция, Египет, Испания и Россия. Провальным был сезон для Хорватии и Туниса. Интересно, что в этом году наметилось четкое расслоение направлений по доходам туристов. Турция и Египет приобретают репутацию стран, пригодных только для экономичного отдыха. Богатые туристы изменили предпочтения и стремятся в Европу. Среди них все более популярны Майорка, Канарские острова, а также морские круизы.
   "Сейчас хорошо просматривается новая тенденция. Люди, которые едут отдыхать за границу в первый раз или располагают бюджетом примерно в $300, чаще всего выбирают Турцию или Египет. Когда бюджет вырастает, для последующих поездок выбирают уже европейские страны", - объясняет Чувилкина.
   Количество россиян, посетивших Турцию в этом сезоне, по экспертным оценкам, достигло примерно 2 млн. человек. Правда, около 50% из них составляют едущие за товаром челноки. Количество российских туристов в Египте, по словам Игоря Киселева, директора по маркетингу компании "Дип Тур", в этом году было примерно таким же, как и в прошлом. Россияне все охотнее едут в эту страну летом, поскольку жара здесь ненамного страшнее турецкой, а цены остаются вполне гуманными. В августе в отелях Хургады и Шарм-эль-Шейха место найти было очень сложно. Правда, в конце месяца спрос пошел на убыль, и отдохнуть неделю в пятизвездном отеле можно было всего за $300.
   Турция и Египет остаются лидерами именно по экономичным турам, из высшего ценового сегмента клиенты перетекают в Европу. В Испании, например, в этом сезоне активнее всего росли продажи по Майорке и Канарским островам. В целом по испанскому направлению российский турпоток впервые за последние три года вырос на 15%. Этим летом также хорошо продавались Италия и вошедшие в моду морские круизы по Средиземному морю и Северной Европе.
   А вот спрос на Хорватию был очень слабым - в основном из-за того, что цены здесь приблизились к испанским, а соответствующего сервиса клиенты получить не могут. Спад российского турпотока примерно на 15-20% переживает и Кипр благодаря введению визового режима и слишком высоких цен внутри страны. Многие туроператоры, работающие с Кипром, в этом сезоне увлеклись Тунисом, но и это направление не принесло им ожидаемых прибылей. Цены на турпакеты были втрое ниже обычных.
   Внутрироссийский сезон операторы признают вполне успешным. В Сочи, например, по данным местного управления курортного дела и туризма, этим летом было на 15% отдыхающих больше, чем в прошлом году. Хорошо продавались Подмосковье и средняя полоса России, хотя цены на местные отели растут постоянно, а обслуживание все еще оставляет желать лучшего.
   Въездной сектор туррынка летом чувствовал себя очень хорошо. По словам Алексея Жегалова, генерального директора компании "ВИТ-информ", количество иностранцев, например, на Золотом кольце выросло почти на 50%. Но случившиеся в последние недели теракты могут поставить крест на этом сегменте рынка. "Такая концентрация трагедий потрясла иностранцев. За последнее время было аннулировано около 20 тыс. заявок на поездки в Россию. В сентябре количество зарубежных туристов может оказаться на 30% меньше запланированного. Если это произойдет, Россия недополучит около $400 млн.", - говорит Ирина Тюрина, представитель Российского союза туриндустрии.