10.09.2004  Москва: питерские начнут торговать электробытовой техникой

   В среднесрочной перспективе на московский рынок намерена выйти достаточно известная питерская сеть супермаркетов по продаже бытовой техники и электроники «Телемакс». «Согласно планам компании, первые магазины в столице появятся уже летом 2005 г.», – сказал Виктор Важенин, генеральный директор компании «АВС электроника», которая является владельцем торговой марки «Телемакс».
   Сеть супермаркетов электроники и бытовой техники «Телемакс» начала свою работу в сентябре 2002 г. в Санкт-Петербурге. В настоящее время там у компании работают 12 магазинов. При этом до конца этого года торговая сеть планирует открыть еще два супермаркета и стать крупнейшей по количеству розничных точек сетью бытовой электроники в северной столице. Объем инвестиций в развитие сети в 2004 г. составит 8,5 млн долларов. Планируемый объем продаж по 14 магазинам до конца этого года – 90 млн долларов. На сегодняшний день, по данным компании, в Санкт-Петербурге доля рынка супермаркетов по продаже бытовой электроники под маркой «Телемакс» составляет около 15%.
   Однако торговая сеть «Телемакс» не намерена останавливаться на достигнутом и планирует развивать свой бизнес на соседних с Санкт-Петербургом территориях. В том числе у компании есть амбициозные планы в отношении Москвы. Руководство питерской отметило, что считает вполне возможным в условиях жесткой конкуренции со стороны московских сетевиков к 2008 г. занять здесь 25–28% рынка по продаже электробытовой техники. «Наши конкурентные преимущества – это качество выкладки и обслуживание. Согласно исследованиям, проведенным по заказу торговой сети, из всех существующих ритейлеров по продаже электробытовой техники в Санкт-Петербурге по этим показателям покупатели предпочитают именно сеть «Телемакс». А поскольку в большинстве магазинов в Москве существуют очереди, значит, на рынке есть еще место для конкурентов», – уверен г-н Важенин. По его словам, в этом случае, если вложить средства в рекламу, можно повысить спонтанную известность бренда среди москвичей. Тогда в довольно короткие сроки ритейлеру удастся занять сразу 11–12% рынка. Правда, в компании отказались назвать объем инвестиций, планируемый для выхода на московский рынок.
   «Мы намерены развивать в Москве формат магазинов «возле дома» (1000–1200 кв. м. Для сравнения: у гипермаркетов по продаже техники – от 800 до 5000 кв. м). При этом в сегменте качественных товаров мы хотим предложить москвичам свою продукцию по вполне приемлемым ценам», – сказал Виктор Важенин. Он также отметил, что техника будет стоить дороже, чем в гипермаркетах «Эльдорадо», но дешевле, чем в магазинах «М.Видео» и «Техносила». «Здесь мы намерены выиграть за счет наценки, то есть суммы, прибавленной к себестоимости. В Москве в настоящее время торговая наценка составляет 25–28%, а у нас – только 17%», – утверждает он.
   Между тем столичные участники рынка скептически отнеслись к планам коллег из Петербурга. По их мнению, в городе на Неве своя специфика – там отсутствуют рынки по продаже техники, и вполне возможно, что «Телемакс» на родном рынке занимает именно эту пустующую нишу. В свою очередь в столице, наоборот, позиции таких объектов торговли достаточно сильны, и попытка их потеснить, возможно, окажется неудачной. Единственной возможностью как-то закрепиться в столице может стать принципиально новый маркетинговый подход к продвижению сети.
   «Таможенные пошлины на ввозимую технику у нас для всех операторов одинаковые. Цены на торговую недвижимость и затраты на персонал в Москве выше, чем в Петербурге, – сказала представитель Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Елена Мулова. – Демпинговать им нет смысла, участники рынка моментально среагируют на такую недобросовестную конкуренцию. В целях минимизации расходов «Телемакс», конечно, может открывать свои магазины не в центре столицы, а в отдаленных спальных районах города, но в этом случае сеть не должна претендовать на звание лидера рынка».
   Кроме того, опрошенные игроки рынка утверждают, что концепция магазинов «шаговой доступности» совсем не подходит для продажи бытовой техники. По их мнению, чем больше площади такого магазина, тем разнообразнее там ассортимент и, соответственно, выше показатели прибыли. С таким подходом, считают эксперты, в итоге питерская сеть откроет в Москве только несколько своих магазинов, чтобы быть хоть как-то представленной здесь. Единственное, что позволит сети «раскрутиться» на московском рынке, – это принципиально новая маркетинговая стратегия.
   «Для того чтобы на фоне жесткой конкуренции занять в столице существенную долю рынка, необходим совершенно иной маркетинговый подход, какие-то ноу-хау в этой области, – говорит представитель РАТЭК Елена Мулова. – Сейчас ряд сетей уже продают технику в кредит, имеют программы потребительской лояльности. То, когда сети просто выходили на рынок и увешивали весь город рекламными плакатами, транслировали ролики на ТВ, – это мы уже проходили».