09.09.2004  Г.Элькин: жизнь и здоровье потребителя защитят технические регламенты

   Система ГОСТОв, ОСТов и СНиПов, на которых в нашей стране держалось производство товаров, уходит в прошлое. На смену этим стражам качества придут технические регламенты, которые, как законы, будут утверждать депутаты Госдумы, правительство и президент.
   По словам руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Григория Элькина, регламенты - это новый вид технического законодательства, которое устанавливает минимально необходимые требования к безопасности продукции и связанным с ней процессам. Закон предусматривает, в частности, биологическую, механическую, пожарную, промышленную, термическую, химическую, электрическую, радиационную безопасность продуктов, машин, зданий, сооружений и так далее.
   Например, испечь и продать хлеб согласно техническому регламенту надо так, чтобы он прежде всего не навредил вашей жизни и здоровью. А какого он должен быть цвета, с хрустящей корочкой или нет - это уже из области потребительских свойств и напрямую касается добровольных стандартов, о разработке которых позаботятся сами производители.
   ГОСТы не уходят в прошлое, пояснил Григорий Элькин. У них прекрасное добровольное будущее. Государство как бы говорит производителю: мое поле ответственности - защита и безопасность, а все остальное, в том числе повышенное качество и конкурентоспособность продукции, - это уже дело участников рынка.
   Уже в Законе "О стандартизации", который прекратил свое существование в связи с выходом Закона "О техническом регулировании", к обязательным требованиям государственных стандартов были отнесены не все, а только касающиеся безопасности, охраны окружающей среды, технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, и ряд других. Уже тогда их спектр был ограничен.
   Однако, пояснил Г.Элькин, закон не дал механизма, как выделить из общего числа требования, которые касаются этих аспектов, и так ли уж они все необходимы для обеспечения безопасности. И каждый трактовал это по-своему. Производители пытались уменьшить число таких требований, а государственные органы контроля и надзора всегда его завышали.
   Поэтому, несмотря на обилие всяческих стандартов, рынок переполнен некачественной, опасной, контрафактной продукцией. Не выполняется около 80 процентов обязательных, но явно избыточных норм. Единственный выход - разделить технические документы таким образом, чтобы в одних были обязательные требования, а в других - добровольные, чтобы не было простора для принятия субъективных решений.
   Государство будет контролировать производителя по таким глобальным категориям, как защита жизни, здоровья, имущества граждан, охрана окружающей среды, предупреждение действий, вводящих в заблуждение. Остальной контроль возьмет на себя сам рынок, как это делается сейчас в Европе. Добровольные стандарты, принятые на основе предложений производителей, регулируют потребительский рынок и ставят заслон некачественной продукции.
   Потребитель, как показывает мировая практика, от этого только выиграет, считает Г.Элькин. Потому что в стандартах заинтересован сам бизнес. Они помогают ему производить лучшую продукцию, выявлять контрафакт и предотвращать обман.
   Если товар причинил вред, производитель будет нести за это ответственность. Если товар опасен, производитель обязан убрать его с рынка, а также за свой счет оповестить тех, кто уже его приобрел, и вернуть за него деньги. Такая практика распространена во всем мире. Кроме того, потребовать возмещения у производителя можно будет в суде. К сожалению, пока в России судебная система в этом плане недостаточно развита, отметил Г.Элькин, но мир уже придумал и другие способы защиты потребителя, например, страхование.
   С введением в действие Закона "О техническом регулировании" для того, чтобы избавить потребителя от излишнего общения с судебной системой, в России тоже могут в полной мере использоваться механизмы страхования. Так, производитель или органы по сертификации, которые подтверждают характеристики продукции, страхуют свою ответственность перед потребителями и в случае возникновения проблем последние имеют дело со страховой компанией. Объемы страхования такой ответственности могут быть сопоставимы с объемами страхового рынка автогражданки.
   В том случае, если товар безопасен, но по качественным показателям не соответствует тому, что написал производитель на этикетке, тоже имеет место нарушение технического регламента, поскольку производитель ввел потребителя в заблуждение и должен за это ответить. Но если производитель не обманул покупателя, правильно указав потребительские свойства, товара, пусть даже не очень хорошие, то уже дело потребителя, покупать ли не очень хороший товар по низкой цене или не скупиться на дорогие качественные вещи. А чтобы потребитель знал, какой товар хороший, а какой плохой, и создаются системы добровольной сертификации продукции со своими знаками.
   Закон "О техническом регулировании" еще не успел заработать, а к нему уже готовятся поправки. По словам Г.Элькина, это объясняется тем, что закон не расставил все точки над "i". До сих пор нет уверенности в том, что механизмы разработки технических регламентов будут правильно соблюдаться, что будут использоваться единая методология их разработки и что требования, включаемые в технические регламенты, будут минимально необходимыми, как это трактуют закон и мировая практика.
   Механизмы взаимодействия технических регламентов и стандартов в законе не прописаны, а роль стандарта ограничивается одной фразой о том, что он является доказательной базой выполнения требований технического регламента. Из-за неопределенности и размытости этой трактовки среди специалистов идут споры, тормозится разработка технических регламентов, а оговоренный законом семилетний срок перехода на новые правила работы в области регулирования отношений уже уменьшился на один год без заметных положительных сдвигов, отметил Г.Элькин.
   В законе сказано, что технические регламенты может разрабатывать любое юридическое лицо. Почему же бизнес не проявляет активности?
   Наоборот, считает Г.Элькин, бизнес занял очень активную позицию, и это хорошо. Но только эта позиция плохо координируется государством. Кроме того, бизнес должен заниматься не только техническими регламентами, а в большей степени разработкой стандартов. Ведь бизнес на практике внедряет в производство все-таки не директивы или технические регламенты, а стандарты. Поэтому стандарты для него - понятные и прозрачные документы, с которыми он имеет дело.
   На вопрос, не ударят ли по карману российского производителя и уж тем более потребителя новые технические регламенты и стандарты, Г.Элькин ответил: «Технические регламенты должны будут проходить и публичное обсуждение. Нужно решать, куда мы идем. Либо топчемся на месте и защищаем от траты лишних 500 долларов потребителя, либо бережем здоровье наших граждан. И государство должно оценить риски в обоих случаях и прийти к решению: прибегать к более жесткому уровню регулирования или нет? Но в любом случае риск должен быть оправдан. Другого не дано».