09.09.2004  Санкт-Петербург: рынок коммерческой недвижимости набирает обороты

   Рынок коммерческой недвижимости Санкт-Петербурга продолжает расти, при этом наибольшую долю как в аренде, так и в купле-продаже занимает торговая недвижимость. Наиболее быстро развивается сегмент торговых центров: сейчас в Петербурге их действует более 50, строится свыше 30 и еще порядка 40 проектируется. Только в I полугодии 2004 года было введено 70 тыс кв м торговых площадей, среди новых объектов - "Перинные ряды" на Думской улице, торговый центр "Гулливер", комплекс "Озерки", третья очередь комплекса "Меркурий".
   Одна из основных тенденций в I полугодии текущего года - рост спроса на качественные помещения в торговых центрах, то есть в зданиях с развитой инженерией, высоким уровнем отделки помещений. На сегодняшний день заполняемость практически всех действующих торговых комплексов - на уровне 95-98%. Хотя общий объем рынка торговой недвижимости города в I полугодии, по оценкам специалистов, составил 3,61 млн кв м (против 3,45 млн кв м в 2003 году), в его структуре большую часть пока занимают встроенные помещения, а доля рынка торговых комплексов - всего 16%. И ввод дополнительных 70 тыс кв м торговых центров в I полугодии вовсе не удовлетворил имеющийся спрос.
   Основной ввод новых центров запланирован на II полугодие. В частности, откроется торговый комплекс "ПИК" на Сенной площади, в сентябре "Лента" введет свой шестой магазин на Выборгском шоссе, на Приморском шоссе заработает гипермаркет "О'кей", на площади Чернышевского завершит реконструкцию центр "Буржуа". Наибольшее количество торговых центров будет открыто в Выборгском и Приморском районах. В итоге рынок пополнят 430 тыс кв м качественных площадей, что в два раза больше, чем за тот же период 2003 года. Таким образом, общая площадь торговых комплексов Петербурга на конец 2004 года достигнет 1,02 млн кв м.
   По размерам площадей, планируемых к вводу в 2004 году, лидируют торговые центры площадью более 30 тыс кв м (41,2%). Несколько меньше доля у объектов площадью 5-10 тыс кв м (29,4%). Это объясняется тем, что на рынке растет доля многофункциональных торговых комплексов с досугово-развлекательной функцией - с кинотеатрами и фитнес-центрами. В этом секторе по количеству построенных объектов лидируют ЗАО "Адамант" (10 действующих центров и 2 специализированных гипермаркета), а также ООО "Макромир". Кроме того, о своих намерениях выйти на петербургский рынок уже заявил ряд крупных московских и международных операторов: Auchan, Spar, "Седьмой континент", британский продавец товаров для дома Castorama и немецкий ритейлер OBI. Московская сеть "Перекресток" намерена строить магазины нового формата "у дома" площадью 200-300 кв м в центре Петербурга. На такой же формат торговли хотят выйти "Лента" и "О'кей".
   К концу 2003 года на 1 тыс жителей Петербурга приходилось 135 кв м площадей торговых центров. Специалисты прогнозируют продолжение строительного бума. При этом они обращают внимание на то, что вывод на рынок новых торговых площадей не сказался существенно на величине арендных ставок, особенно в торговых комплексах с удачным месторасположением и конкурентоспособной концепцией. Это означает, что спрос на такие помещения по-прежнему велик.
   По мнению экспертов, рынок продолжит развиваться в сторону более просторных и дорогих объектов, рассчитанных на горожан со средним и высоким достатком. Сейчас наиболее востребованы площади в 150-300 кв м, однако в последнее время отмечается рост спроса на торговые площади в диапазоне 500-1000 кв м и от 1000 кв м.